Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Глава 13. БПО «Севрыба», ассоциация... чий переходного этапа развития страны. Разго воры —разговорами, а работать-то надо. В тех условиях, которые имеем. Государственный заказ по выпуску пище вой рыбной продукции в 1988 году выполнен не был. В целом Северным бассейном недопо лучена прибыль в 110 миллионов рублей против плана. В чем причина? В том же несовершен стве существующей производственной структу ры и в целом системы управления. Примеры? Они были приведены в докладе генерального директора БПО «Севрыба» М. И. Каргина на со вещании в Мурманском горкоме КПСС в мае 1989 года. Возьмем потери, связанные с упущения ми в расстановке флота по промрайонам. Хо рошая рыбалка была в Северо-Восточной Ат лантике, где среднесуточный вылов на каждое промысловое крупнотоннажное судно составил 17,8 тонны рыбы. Но в это время руководите ли флотов снимают часть добывающих судов и переводят их на приемку. Причем снимают именно крупнотоннажные суда. В результате бассейн в целом потерял на вылове минимум 21000 тонн рыбы! А мог не потерять, если бы приемку осуществляли плавбазы «Севрыбхолод- флота». И примечательно то, что рентабельность плавбаз на этой операции в 2—3 раза выше, чем у добывающих судов. То есть двойные поте ри: с одной стороны недоловили 21 тысячу тонн ценной столовой рыбы, что равнозначно потере примерно 20 миллионов рублей. А во-вторых, прибыльность самой операции по приемке со кратили в 2—3 раза. Это еще около 6 миллионов рублей прибыли дополнительно. Но в этом слу чае все доходы от данной операции пошли бы в карман «Севрыбхолодфлота», и добывающие флоты от этого ничего бы не поимели... Мож но ли в принятии такого решения обвинять ру ководство промысловых флотов? Нельзя. Ведь каждый флот решает задачи своего коллектива, а не всего Северного бассейна. Налицо ситуа ция, когда существует более экономически эф фективный вариант расстановки флота в про мысловом районе, но нет возможности его использовать ввиду несовершенства структуры и механизма экономического регулирования. Каждый флот внутри себя также ограничен. Он владеет только теми судами, которые у него есть и которыми надо выбрать расписанную кво ту. Он не может выйти за рамки своих возмож ностей, повысить эффективность работы. Это заставляет флотоводцев переходить в режим же сточайшей экономии. Экономии на всем. Имен но поэтому в 1989 году рыбодобывающие пред приятия отказались от финансирования работ по судам оперативной разведки НПО «Севрыб- поиск». Стремясь не допустить финансового кра ха, поисковики в свою очередь перевели свои суда в промысловый вариант, что не замедлило отразиться на качестве краткосрочных прогно зов. Так, было упущено время на скоротечном промысле путассу: из-за ошибки в прогнозе основная группа траулеров опоздала в нужный район на две недели, что привело к недолову 14 тысяч тонн путассу, снижению выпуска про дукции и снижению финансового результата на 4.5—5 миллионов рублей. Таким образом, сэкономив на промразведке 400—500 тысяч, рыбаки потеряли в десять раз больше! Получает ся какой-то замкнутый круг—вместо экономии одни убытки... Аналогичное положение и во взаимоотно шениях флота и берега. Так, сложная ситуация сложилась весной 1989 года с реализацией мороженой сардины, которую флоты доставили в порт сверх плана. Несмотря на неоднократ ные совещания и решения в «Севрыбе», Мур манский рыбокомбинат не принял мер по нара щиванию производства консервов из сардины. А зачем ему лишние хлопоты? Ведь и его про блемы ничуть не волнуют промысловые флоты. Ну не получается никак бывшей партийно-со- ветской взаимовыручки в рамках делового пар тнерства! С набирающей обороты перестройкой все чаще работа идет на принципах взаимного игнорирования. Так какой же выход видит руководитель Се верного бассейна? К сожалению, М. И. Каргин отделался общими фразами: — Давайте оставим взаимные упреки и займемся конкретной содержательной ра ботой, начиная с анализа реальных произ водственно-экономических проблем, и далее — 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz