Георги В. С. Наше паломничество, или Совки за границей. [В 2 ч.]. Ч 2. Мир католический / Виктор Георги, ирхимандрит Августин (Никитин) ; [фото Юрия Масляева, Виктора Георги]. – [Б. м. : б. и.], 1991. – 104 с. : ил.
74 и там, где состязались два флота, еще на влажном песке, выступают биться две фаланги» . Жестокие сцены, разыгрывавшиеся в прошлом на арене Колизея, быть может, побудили Данте сравнить древний амфитеатр с расположением ад ских кругов - одного в другом - которые все теснее и уже проникают в пре исподнюю. Осмотрев Колизей, мы поспешили далее: впереди нас ждали древние базилики, которые мы должны были посетить «по обету». В этих записках невозможно описать каждую из них. Можно сказать лишь одно: здесь неод нократно бывали наши предшественники из России, и мы как бы следовали их путями. Вполне понятно, что посетить еще 4 старинных храма мы смогли лишь на следующий день. Это церковь Святого Креста (Киеза ди Санта Кро че), где хранится часть Древа Животворящего Креста Господня; это базилика св. Иоанна (Латеранская) - кафедральный собор Рима; побывали мы также в церкви Санта Мария Маджоре, где хранятся фрагменты вифлеемской колы бели, той самой, в которую в Рождественскую ночь был положен спеленутый Богомладенец. Завершилось наше «хождение» у древней базилики св. Лав рентия - это была последняя по счету базилика, которую мы посетили по обету. Как и древние паломники, ходившие по древним храмам. «Суть седмь церковь ветхих и пресловутих, яже всяк от перегринов должен есть посетити, - так каждый из нас мог сказать вместе с киевским пешеходцем В. Г.Барским. - Яже и аз в един от дний ходих и посетих вся». Но на этом наше «пилигримаджио» не закончилось. Согласно старин ному присловью, которое мы переиначили на римский манер, «кто папу не видал, тот в Риме не бывал». Вполне понятно, что, находясь в столице като лического мира, паломники испытывают желание побывать на папской аудиенции. Как это происходило в прошлом? При папском дворе были приняты многие наши предшественники из России, и мы надеялись, что их опыт мо жет нам пригодиться. В 1672 году царем Алексеем Михайловичем в Рим был послан дипло мат Павел Менезий - «Иноземец рейтарского строю полковник Пашка Мене- зиюс». Выходец из Шотландии, он отправился к папе Клименту X для пере говоров о союзе всех христианских государств против вторгнувшихся в Польшу и Малороссию турок. Во время папской аудиенции Менезию было разрешено «ответ держать, смотря по вопросу, как его Бог вразумит, чтобы государскому имени было к чести и к повышению и Российскому государству * на славу» . * Муравьев А. Н., указ. соч. т. II с. .365, 369. Чарыков Н. В. (сост.). Посольство в Рим и служба в Москве Павла Менензия. Спб. 1906, с. 47. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz