Георги В. С. Наше паломничество, или Совки за границей. [В 2 ч.]. Ч 1. Мир православный / Виктор Георги, ирхимандрит Августин (Никитин) ; [фото Юрия Масляева, Виктора Георги]. – [Б. м. : б. и.], 1991. – 110 с. : ил.

73 Киевской Руси в Царьграде, но, похоже, что так далеко, через Мраморное и Эгейское моря до Пелопоннеса наши предки на лодьях еще не ходили. Какова же история этого средневекового города? Она восходит к дале­ ким временам, но по письменным источникам прослеживается с 723 года. Впервые о Монемвасии упоминает паломник-монах, направлявшийся из немецких земель в Иерусалим. На своем пути он посетил город под названи­ ем Манафасия, и в дальнейшем судьба города была связана с крестовыми походами. Как известно, так называемые «латинские государства», вызванные к жизни крестовыми походами, не исчезли одновременно с византийской им­ перией. Ахейское княжество стало к тому времени цветущим. Страна под умелым управлением своих государей была в течение всего XIII века одним из самых богатых государств латинского Востока. В 1246 году Ахейский князь с помощью венецианских галер начал блокаду Монемвасии - через этот приморский порт византийский флот имел возможность оказывать помощь грекам Пелопоннеса. После трехлетней осады Монемвасия капитулировала, в городе была учреждена резиденция католического епископа. Но не надол­ го. Борьба греков за возрождение Византии продолжалась, и в 1262 году Монемвасия стала греческим церковным центром и административной, хозяйственной и культурной столицей греческих морей. Будучи резиденцией православного митрополита, Монемвасия укра­ шалась храмами и монастырями. Город славился своими ремесленниками; здесь развивалась торговля и купцы имели большие привилегии. Вино из Монемвасии продавалось даже в Тане - итальянской колонии на Черном море. В Монемвасии витал воздух свободы: крестьяне могли свободно посе­ ляться в городе, а феодалы не имели права силой возвращить их в свои име­ ния. Монемвасия стала центром духовной и художественной жизни, под­ линным очагом эллинизма и символом возрождения греческой нации. Но годы жизни Византийской империи были сочтены. Монемвасия, находившаяся на оживленном морском пути, перешла под владычество ев­ ропейских государств, и с 1450 года здесь правили каталонцы, а затем вене­ цианцы. Между тем турки усилили свое влияние на Пелопоннесе, укрепляли захваченные ими крепости. В 1540 году венецианский гарнизон покинул Монемвасию, захватив с собой пушки и церковные колокола. Многие знат­ ные семьи увозили от турок иконы, мощи святых, рукописи. Потом вновь в истории Пелопонесса начался «венецианский период», который длился до 1715 года. Затем вновь турецкое владычество и, наконец, освободительная война начала XIX века, когда на помощь грекам пришел российский фло т . И вот у древних стен Монемвасии появились петрозаводские парусные лодьи «Вера», «Надежда» и «Любовь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz