Георги В. С. Наше паломничество, или Совки за границей. [В 2 ч.]. Ч 1. Мир православный / Виктор Георги, ирхимандрит Августин (Никитин) ; [фото Юрия Масляева, Виктора Георги]. – [Б. м. : б. и.], 1991. – 110 с. : ил.

41 .Продолжая пеший путь вдоль Феодосиевых стен и миновав еще не­ сколько древних врат, мы достигли, наконец, Золотых ворот и Семибашенно­ го замка. Здесь сохранился чудом уцелевший кусочек древней Византии, но нынешние туристы редко бывают в этой части Стамбула. Сто с лишним лет тому назад здесь побывал известный в свое время писатель Евгений Марков, и его чувства вполне были созвучны нашему настроению: «Та самая средне­ вековая Византия, что приводила в неописанное удивление и в неописанный ужас приближавшиеся к ней орды варваров, на которую благоговейно любо­ вались наивные полчища первых крестоносцев, смотрит и теперь на нас теми же своими грозными башнями и зубцами стен, что тянутся на целые версты от моря до моря бесконечной каменной змеей, всползывая на холмы, ныряя * в долины» . Таковы каменные свидетели истории русско-византийских связей. По­ сле падения Византии началась эпоха русско-турецких отношений, которые подчас складывались драматично. Семибашенный замок часто был свидете­ лем тех событии, которые разворачивались в его стенах, поскольку во время военных действии сюда заключали зарубежных послов, в том числе и рос- U Г-4 U сийских. В настоящее время в замке размещается музей. .Стараясь не терять времени, мы проследовали далее, чтобы посетить развалины знаменитого Студийского монастыря. Там, где городская стена подходит к берегу Мраморного моря, множество домиков, взбираясь на холмы, лепятся один к другому и создают атмосферу незабываемого во­ сточного колорита. На одной из здешних улочек, носящей имя Имрахор Иль­ яс Бей, возвышаются каменные стены необычного сооружения: без перекры­ тия, с полуразрушенным минаретом. Сюда, как правило, не возят туристов. Не каждый европеец рискнет без провожатого пуститься на поиски этих ру­ ин, затерянных в лабиринте узких переулков и тупиков. Местные жители эту бывшую мечеть называют Имрахор-джами, тем же именем, что и улицу, на которой высятся ее стены. Эта древняя базилика, превращенная в свое время в мечеть, имеет бо­ лее чем полуторатысячелетнюю историю. Это был главный храм знаменитого Студийского монастыря, основанного в Константинополе около 463 года. Са­ мый известный в истории Византии монастырь получил название «Студий­ ского» по имени своего основателя - патриция и консула Романа Студиона, прибывшего в Константинополь из Рима. С давних времен Студийская оби­ тель находилась под покровительством императорской власти. Ее настоятели принимали активное участие в государственных и церковных делах; их име­ на занимали почетное место в разных грамотах и правительственных актах. Студийский монастырь издавна поддерживал отношения со славян­ ским миром. Он стал оплотом сохранения традиций византийской иконопи- Марков Е. Путешествие на восток. Спб. 1890, с. 90. *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz