Георги В. С. Наше паломничество, или Совки за границей. [В 2 ч.]. Ч 1. Мир православный / Виктор Георги, ирхимандрит Августин (Никитин) ; [фото Юрия Масляева, Виктора Георги]. – [Б. м. : б. и.], 1991. – 110 с. : ил.

40 явилась в этой церкви четырем греческим мастерам и велела им идти на Русь, в Киев и построить для Нее церковь. И дала икону Успения Божией Ма­ тери. Мастера исполнили это повеление, отправились на Русь, построили в Киеве церковь во имя Успения Божией матери, оставив там и икону, по пре­ данию - ту самую, которая висела над царскими вратами в великой церкви Киево-Печерской лавры. Правда, сведения о местонахождения Влахернской иконы Божией Матери разнятся между собой . От влахернских развалин, которые рабочие-турки начинают понемногу восстанавливать, мы отправились вдоль древних «Феодосиевых» стен на другой конец города - к знаменитым Золотым воротам. Построенный тре­ угольником наподобие косого паруса корабля, в древности Константинополь был хорошо защищен: с севера и юга его омывала вода, а со стороны возде­ ланных полей возвышалась двойная стена с башнями, сохранившимися и доныне. Ориентируясь по карте древнего Константинополя, взятой в плавание, мы не спеша продвигались вдоль древних городских стен, построенных в пе­ риод правления императора Феодосия II (408-450). Линия этих стен опреде­ лила те границы, в которых Константинополь существовал в течение многих столетий. Сегодня его предместья вышли за эту черту, однако местные жите­ ли по-прежнему, как и в далекие времена, пасут овец, выращивают овощи на огородах, расположенных у этих мощных оборонительных сооружений. Как и в древности, нашему взору представали сохранившиеся доныне константинопольские ворота: Калигарийские (Ксилопорта), примыкавшие к Влахернскому кварталу, Харисийские (Эгри-Капу), Адрианопольские (Эдирне- Капуси), ворота святого Романа (Топ-Капуси - пушечные ворота). Эти врата занимают особое место в истории Византийской империи: здесь с оружием в руках погиб последний византийский император Константин XI Драгас (1448­ 1453), защищая столицу от турецких войск. Это - общеизвестные сведения. Но нужно вспомнить и о том, что вме­ сте с православными греками в обороне Царьграда участвовали и посланцы из католической Генуи во главе со своим военачальником Джустиниани. С дружиной, насчитывавшей 600 воинов, он был единственным, кто отклик­ нулся на призыв императора Константина - защитить от турок бастион хри­ стианства. На 4-х небольших галерах он пробился через разгромленную им же флотилию турок и вошел в осажденный Константинополь. С этого дня он стал его оплотом, его знаменем, его душой. Более двух месяцев длилась осада Константинополя, и жители чувствовали приближение неминуемого ужасного конца. Константинопольский патриарх и сановники убеждали гену­ эзцев покинуть обреченную на гибель столицу, но их просьбы были напрас­ ны. Джустиниани сражался как простой воин, умерев рядом со своими со­ ратниками.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz