Георги В. С. Наше паломничество, или Совки за границей. [В 2 ч.]. Ч 1. Мир православный / Виктор Георги, ирхимандрит Августин (Никитин) ; [фото Юрия Масляева, Виктора Георги]. – [Б. м. : б. и.], 1991. – 110 с. : ил.

39 остов от основания до верха были изготовлены из железа в Вене, а иконостас - в Москве. Продолжив пеший путь вдоль берега залива, мы достигли моста Халич, переброшенного через бухту, и оказались перед развалинами древнего Вла- хернского дворца. Недалеко от них возвышалась церковь Пресвятой Богоро­ дицы «Влахернской» с целебным источником. Судьба этой церкви, постро­ енной в 435 году, как и других константинопольских святынь, трагична: храм был разрушен во время крестовых походов, еще до взятия Царъграда турка­ ми. Потом ее восстановили, но в 1434 году, за 19 лет до падения Константи­ нополя, Влахернская церковь сгорела. От древнего великолепного здания уцелела лишь одна арка с колоннадой. Почему же сюда постоянно устрем­ лялись русские паломники? Дело в том, что тут хранилась Риза и Пояс Пре­ святой Богородицы. Риза представляла собой головное покрывало, спуска­ ющееся на плечи. Это был кусок ткани из шерсти - этот «омофор» византий­ ские императоры носили с собой в походах в качестве священного знамени. Святой Пояс Богоматери хранился в особом кивоте, скрепленном се­ ребряной печатью. Однажды супруга императора Льва Философа (886-912 годы) заболела тяжелым недугом - беснованием. По приказанию импера­ тора Льва кивот со священным сокровищем был вскрыт, святой Пояс возло­ жен на императрицу, которая тотчас исцелилась. После этого Пояс был тор­ жественно повешен во Влахернский храм для поклонения. В память этого события Православная Церковь 31 августа (ст. ст.) празднует «Положение Пояса Пресвятой Богородицы». Для русских паломников Влахернская церковь всегда была объектом особого почитания. В 860-х годах русские дружины под водительством Ас­ кольда и Дира совершили морской поход на Константинополь, называемый ими Царьградом. На двухстах ладьях русское войско добралось до Констан­ тинополя, но к осаде города приступить не удалось. Один из жителей города - святой Андрей, Христа ради юродивый, находясь во время богослужения во Влахернском храме, сподобился видеть Матерь Божию, стоящую на воз­ духе со множеством ангелов, пророков и апостолов, и осеняющую христиан своим честным Омофором. После этого видения св. Омофор был погружен в волны залива Золотой Рог, и разразившаяся вслед за тем буря разметала русские языческие корабли. Лишь немногим воинам удалось спастись и вер­ нуться в родные края. В память этого события был установлен праздник По­ крова Пресвятой Богородицы, чествуемый на Руси ежегодно 1 октября (ст. ст.). И еще одно древнее предание связывает Византию и Киевскую Русь. Об этом упоминается в Киево-Печерском Патерике (начало XIII века), автор которого сообщает о явлении Божией Матери во Влахернском храме «со множеством войска окрест Ея». По словам летописца, Пресвятая Богородица

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz