Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).
Глава 3. Время безвременья - Самое плохое, что мы сейчас работаем в полном тумане, - продол жает рассказ флотоводец. - Не знаем, какими будут оптовые цены. Если они останутся прежними да если нас лишат валюты, придется промысел в Тихом океане сворачивать и переводить суда поближе к дому. Конечно, наш флот чисто добывающий, без береговой инфраструктуры несем огромные эксплуатационные расходы. И, казалось бы, самое лучшее - переходить на автономные рейсы в ближайшие промрайоны. Но сырьевая база там не вы держит мощности пресса наших «Моонзундов», БАТов, «Алтаев». Не будет соответствующих решений - придется сворачивать флот. В целом же у нас 10 очень новых «Моонзундов», скоро получим еще два, 15 СТМов, им около пяти лет, и 90 судов старые, некоторые доживают свой век. Если госзаказ будет стопроцентный, если валюту отберут и дотаций не дадут, то это бу дет грабеж в государственном масштабе. Сейчас формула Маркса «товар - деньги - товар» у нас деформирована. Что такое нынче деньги? «Товар - товар» - вот что надо. Взамен за рыбу можно приобрести все что угодно...' Однако флот был жестко ограничен в экономическом маневре. Боль шая часть сырья квотируется. С одной стороны - стабильные оптовые цены, с другой - пресс всех смежных организаций, которые все свои проблемы, связанные с повышением цен, зарплаты, стараются переложить на флот. И небезуспешно. Надо было как можно быстрее переходить на договорные отношения, поднимать цены на свою продукцию. Если же говорить о техни ческом обслуживании судов, то междурейсовый ремонт флот пытался взять на себя. Расширяя БТО, решались сразу несколько задач: экономились деньги, сокращались сроки ремонта, появлялись новые рабочие места... Руководители предприятий Северного бассейна, уже не раз битые в московских кабинетах власти, не дожидаясь подсказок сверху, предприни мали попытку за попыткой так или иначе, но самостоятельно выходить из за труднительных положений. Они понимали, что без валютных затрат выполнить установленную производственную программу нельзя. Поэтому для перехода на валютную самоокупаемость при данном уровне расходов необходимо боль шую часть пищевой рыбной продукции поставлять на экспорт. Или - переди слоцировать флот в ближние районы промысла, что повлечет резкое сокраще ние объемов производства и рабочих мест, социальную напряженность в кол лективах. Но такова объективная реальность, а романтики на флоте к началу 1990-х годов уже перевелись. И слава богу. А если говорить о министерстве... Начальник тралфлота Г. В. Тишков, отвечая на вопрос о взаимоотно шениях с Министерством рыбного хозяйства страны, сказал так: - Руководителю, чтобы себя утвердить, всегда легче отказать, чем разрешить. Разрешаешь - берешь на себя ответственность. А отказал - себе спокойнее, да и вроде собственная значимость возрастает... Иными словами, отношения у нас нормальные, но стараемся быть от министерства подальше". * «Кабинет на солнечную сторону». Газета «Рыбный Мурман» от 4 января 1991 года. ** Там же.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz