Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

U 5 Глава 2. Тралфлот: на первом, месте работа ППР «Франс Галс» под командованием капитан-директора И. Р. Готовчица и четыре ПСТ отошли от 15-го причала Мурманского рыбного порта. Они пошли в Канаду зарабатывать для флота валюту. Столь успешно организо­ ванная экспедиция состоялась лишь благодаря грамотной, профессиональ­ ной работе аппарата управления МТФ. 3. Критиковать начальство - модно! (Из воспоминаний Г. В. Тишкова) - Чем больше я вникал в дела флота, тем больше понимал его по­ ложение в системе рыбной отрасли севера России. Тралфлот был самым крупным предприятием, давал более трети всего вылова. При общем годо­ вом вылове ВРПО «Севрыба» 1 600 ООО - 1 800 000 тонн, МТФ вылавливал 600 000 - 640 000 тонн. Но проблемы с выполнением плана, отсутствие сверхплановой при­ были не позволяли в полной мере решать социальные вопросы коллекти­ ва. При этом за счет рыбной отрасли решались социальные вопросы го­ родских структур. Например, выпускники вузов, направляемые на работу в Мурманск, - учителя, врачи, госслужащие и другие - получали квартиры на третьем году работы, как в целом по СССР. Рыбаки, комплавсостав - после 10 лет, а рядовой - на 15-17-м году работы. Жилье, которое строили на деньги рыбаков и для рыбаков, более 50 % передавали городу. Не знаю, как в других регионах, а в Мурманске социальные вопросы населения решались большей частью за счет рыбаков... В конце восьмидесятых, по инициативе Горбачева, очень модно было критиковать работу руководства любого предприятия, организации - крити­ ковать с трибун, в газетах и т. п. Эта критика вызывала поддержку людей, так как жизнь человека во многом зависела от работы предприятия, от ру­ ководителя трудового коллектива. Обыватель считал, что если он не может получить квартиру, значит, начальник плохой, не дает мне квартиру. Если нет бесплатной путевки, то опять виноват начальник, а не профсоюз, так как начальник работает плохо и путевок не хватает. И так далее... Критика, любая, поощрялась сверху. Горбачев, чтобы завоевать ав­ торитет среди масс, говорил: «Вы их давите снизу, а я буду давить сверху». Их - это начальников, руководителей трудовых коллективов. И народ пошел вразнос. Но жизнь не игра в покер. На бесконкретную, неконструктивную критику я обычно отвечал: «Умница, молодец, а теперь иди и изложи все, что сказал, на бумаге, чтобы я мог принять меры и ответить». Ни один не написал. Мне это надоело, и я поручил своему заместителю по мореплава­ нию Г. А. Кайгородову, который по должности занимался подготовкой ка­ питанов и старших помощников, подготовить приказ, чтобы все капитаны в письменном виде представили свои предложения по улучшению работы флота. После этого Кайгородов регулярно докладывал о том, как идет рабо­ та. Всего специалистов, которые должны были написать свои предложения, было около трехсот.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz