Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Мурманский траловый флот (том III) Второй этап предусматривает слияние объединенного флота с ры­ бокомбинатом и фабрикой орудий лова. Параллельно с этим должен завер­ шиться процесс организации научно-производственного объединения, судо­ обрабатывающего и снабженческого комплексов, стройтреста. На третьем этапе, к 1990 году, должен произойти переход на про- граммно-целевые принципы управления, создание фирмы «Север». Пред­ полагалось, что за эти два переходных года новая структура управления ос­ новными средствами производства Северного бассейна позволит улучшить производственные показатели, создаст условия для объединения взаимо­ связанных производственных процессов в единый комплекс, работающий на конечный результат. Сократится численность управленческого персонала ориентировочно на 150 человек. Централизация средств и фондов создаст условия для оказания помощи тем предприятиям, у которых по независя­ щим от них причинам сложилось тяжелое финансовое положение. Примерно на четверть сократится документооборот, изменится существующая систе­ ма финансирования, кредитования... Однако жизнь, точнее, - московское начальство все расставило по полочкам, издав приказ по Министерству рыбного хозяйства СССР о соз­ дании с 1 декабря 1988 года в непосредственном подчинении Минрыбхоза Северного бассейнового производственного рыбохозяйственного объедине­ ния (БПО «Севрыба»), Новая структура создавалась на базе упраздняемых «Севрыбхолодфлота», «Севрыбсбыта», управления материально-техниче­ ского снабжения и транспортно-складской конторы. Все было выполнено в лучших традициях командно-административной системы. Без учета специ­ фики регионов под одну гребенку были причесаны все рыбопромысловые бассейны страны. Ведь так намного удобнее ими управлять. Государственный заказ по выпуску пищевой рыбной продукции в 1988 году выполнен не был. В целом Северный бассейн недополучил при­ были в 110 миллионов рублей против плана. В чем причина? Возьмем по­ тери, связанные с упущениями в расстановке флота по промрайонам. Хо­ рошая рыбалка была в Северо-Восточной Атлантике, где среднесуточный вылов на каждое промысловое крупнотоннажное судно составил 17,8 тонны рыбы. Но в это время руководители флотов снимают часть добывающих су­ дов и переводят их на приемку. В результате бассейн в целом потерял на вылове минимум 21 ООО тонн рыбы! А мог не потерять, если бы приемку осуществляли плавбазы «Севрыбхолодфлота». Рентабельность плавбаз на этой операции в 2-3 раза выше, чем у добывающих судов. То есть двойные потери. Но... Но добывающие флоты пошли на эти бассейновые потери, так как в противном случае все доходы от данной операции пошли бы в карман «Севрыбхолодфлота»... Можно ли в принятии такого решения обвинять ру­ ководство промысловых флотов? Нельзя. Ведь каждый флот решает задачи своего коллектива, а не всего Северного бассейна. Налицо ситуация, когда существует более экономически эффективный вариант расстановки флота в промысловом районе, но нет возможности его использовать ввиду несо­ вершенства структуры и механизма экономического регулирования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz