Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).
Мурманский траловый флот (том III) Второй этап предусматривает слияние объединенного флота с ры бокомбинатом и фабрикой орудий лова. Параллельно с этим должен завер шиться процесс организации научно-производственного объединения, судо обрабатывающего и снабженческого комплексов, стройтреста. На третьем этапе, к 1990 году, должен произойти переход на про- граммно-целевые принципы управления, создание фирмы «Север». Пред полагалось, что за эти два переходных года новая структура управления ос новными средствами производства Северного бассейна позволит улучшить производственные показатели, создаст условия для объединения взаимо связанных производственных процессов в единый комплекс, работающий на конечный результат. Сократится численность управленческого персонала ориентировочно на 150 человек. Централизация средств и фондов создаст условия для оказания помощи тем предприятиям, у которых по независя щим от них причинам сложилось тяжелое финансовое положение. Примерно на четверть сократится документооборот, изменится существующая систе ма финансирования, кредитования... Однако жизнь, точнее, - московское начальство все расставило по полочкам, издав приказ по Министерству рыбного хозяйства СССР о соз дании с 1 декабря 1988 года в непосредственном подчинении Минрыбхоза Северного бассейнового производственного рыбохозяйственного объедине ния (БПО «Севрыба»), Новая структура создавалась на базе упраздняемых «Севрыбхолодфлота», «Севрыбсбыта», управления материально-техниче ского снабжения и транспортно-складской конторы. Все было выполнено в лучших традициях командно-административной системы. Без учета специ фики регионов под одну гребенку были причесаны все рыбопромысловые бассейны страны. Ведь так намного удобнее ими управлять. Государственный заказ по выпуску пищевой рыбной продукции в 1988 году выполнен не был. В целом Северный бассейн недополучил при были в 110 миллионов рублей против плана. В чем причина? Возьмем по тери, связанные с упущениями в расстановке флота по промрайонам. Хо рошая рыбалка была в Северо-Восточной Атлантике, где среднесуточный вылов на каждое промысловое крупнотоннажное судно составил 17,8 тонны рыбы. Но в это время руководители флотов снимают часть добывающих су дов и переводят их на приемку. В результате бассейн в целом потерял на вылове минимум 21 ООО тонн рыбы! А мог не потерять, если бы приемку осуществляли плавбазы «Севрыбхолодфлота». Рентабельность плавбаз на этой операции в 2-3 раза выше, чем у добывающих судов. То есть двойные потери. Но... Но добывающие флоты пошли на эти бассейновые потери, так как в противном случае все доходы от данной операции пошли бы в карман «Севрыбхолодфлота»... Можно ли в принятии такого решения обвинять ру ководство промысловых флотов? Нельзя. Ведь каждый флот решает задачи своего коллектива, а не всего Северного бассейна. Налицо ситуация, когда существует более экономически эффективный вариант расстановки флота в промысловом районе, но нет возможности его использовать ввиду несо вершенства структуры и механизма экономического регулирования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz