Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

В 1948 году 24 тралфлотовских экипажа обязались выполнить годо­ вые задания к 31-й годовщине Великого Октября. На флоте стали появлять­ ся первые траулеры с красными звездами на рубках - по количеству лет, когда команды этих судов справлялись с годовыми заданиями к 7 ноября. 22 апреля 1947 года, второй раз в своей истории, был воссоздан Архангельский траловый флот: распоряжением Совета Министров СССР и приказом Министерства рыбной промышленности западных районов СССР на принципах хозрасчета в системе треста «Севрыба» образовано Архан­ гельское управление тралового флота, которому передали 12 старых трау­ леров. При этом в зимнее время суда АТФ базировались в Мурманске. АТФ быстро рос, пополнялся новыми, более мощными судами и к 1955 году насчитывал уже 34 траулера. В 1948-1949 годы в тралфлоте родилось но­ вое начинание: экипажи РТ «Семга» и «Ленинград» предложили развернуть соревнование за скоростные рейсы, то есть увеличить добычу рыбы за счет ускоре­ ния оборачиваемости судов. Такие рейсы требовали резкого улучшения организации труда в море и на бе­ регу, безукоризненной работы машинной и палубной команд. Траулер «Ленинград», где капитаном был А. Я. Маклаков, за год сэкономил 27 суток, или почти два полных рейса. 8 июля 1949 года вышел в первый рейс малый траулер «Новатор» с принципиально новой схемой кор­ мового траления. Начиная с первых послевоенных лет группа ин­ женеров экспериментальной базы МТФ искала пути создания подобных судов, да и сама идея кормового траления зародилась в Мурманском траловом флоте. Впервые ее выдвинул капитан К. А. Патон (на снимке), а флотские инженеры и конструкторы испытали этот спо­ соб на практике. До конца 1949 года «Новатор» успешно произвел около ста кормовых тралений, а в 1950 году - 70. Опыт мурманских специалистов был использован при создании про­ ектов отечественных крупнотоннажных траулеров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz