Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Мурманский траловый флот (том III) выпуск сверхплановой продукции, пользующейся ограниченным спросом. Флот ловит и изготавливает то, что ему выгодно... Как направить, заставить предприятия рыбохозяйственного комплек­ са работать «на единый котел»? Может, создать на базе входящих в состав ВРИО «Севрыба» коллективов единое промыслово-производственное объ­ единение? Эта идея, закрученная вихрем перестроечных ускорений и об­ новлений, сдвинула, казалось бы, в нужном направлении неповоротливый рыбохозяйственный комплекс Севера. Как водится, обращались к истории. Вспоминали, что сначала был траловый флот. Затем для развития специализированного дрифтерного промысла сельди было создано управление «Мурмансельдь», чей флот в основном состоял из средних рыболовных траулеров (СРТ) и сухогрузных плавбаз. Шло время. Запасы сельди истощились. СРТ переключились на облов других видов рыб, принося вместо прибыли убытки. В траловых фло­ тах - Мурманском и Архангельском - вступали в строй высокоэффектив­ ные морозильные суда (БМРТ), которые стали все дальше уходить в море от родных причалов. Расширение географии промысла, а также ассортимен­ та добываемой продукции привело к возникновению отряда транспортных рефрижераторов и перерабатывающих плавбаз, который со временем от­ почковался, превратился в «Севрыбхолодфлот». Самой же «Мурмансель- ди» для улучшения финансово-экономических показателей стали также поставлять морозильные суда, поэтому, существуя под вывеской поначалу «Мурманрыбфлота», а затем «Мурманрыбпрома», она мало чем отличалась от тралового флота. На Мурманский рыбный порт базировались суда как рыбодобываю­ щие, так и научно-поисковые, колхозные траулеры, обслуживались транс­ порты и плавбазы «Севрыбхолодфлота», а также флоты Архангельска (тра­ ловый и рыбакколхозсоюза), Беломорской базы гослова. Ограниченность сырьевых ресурсов, дефицит судоремонтных мощностей, нехватка транс­ портных рефрижераторов, проблемы судообрабатывающего комплекса, узкие места в береговой рыбопереработке - все это порождало неразре­ шимые противоречия. Обиды и взаимные упреки при планировании, расста­ новке флота по районам промысла, распределении рыбных квот, лимитов судоремонта и материально-технического снабжения... Все так. Но надо с чего-то начинать. Вот и вспомнили-подумали, а не вернуться ли к уже отработанной практике единого (или объединенного) флота на базе Мурманского тралового, «Мурманрыбпрома» и «Севрыбхо­ лодфлота»? Предпосылки для этого были, ведь все три на то время госу­ дарственных мурманских флота призваны были решать одну и ту же задачу (вырабатывать рыбную продукцию), но подчас находились в разных произ­ водственно-экономических условиях. Объединение и единое управление по­ зволили бы повысить экономическую эффективность руководства, с мень­ шей затратой средств внедрить автоматизированную систему управления производством (АСУП), которая сможет функционировать в единой органи­ зации, на единой нормативной базе...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz