Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Мурманский траловый флот (том III) Одним из инструментов повышения эффективности бизнеса являет­ ся реструктуризация предприятия с целью повышения его управляемости, мобильности, отсечения неэффективных или несвойственных структур и функций, формирования реальной себестоимости продукции и услуг, осво­ бождения от неоправданных затрат, создания инвестиционной привлека­ тельности и конкурентных преимуществ. И флот приступил к реструктуризации. Помимо сдачи судов в аренду в иностранные компании, флот начал создавать юридически самостоятель­ ные дочерние компании на базе имущества флота. Первыми были выделены на самостоятельный баланс структурные подразделения, не связанные не­ посредственно с промыслом рыбы. Это Торговая фирма, основной задачей которой оставалось снабжение судов продуктами питания; «Тралфлот-Сер- вис», осуществлявший снабжение судов материально-техническими ресур­ сами; Судоремонт, сосредоточивший в своем составе плавмастерскую, ста­ ночный парк, подсобные плавсредства. С 1996 года эффективность промысловой деятельности снова начала резко падать. Основными причинами явились: опережающий рост затрат на производство, особенно топливно-энергетические ресурсы (удельный вес их в составе затрат возрос с 6 % в 1991 году до 25 % в 1997 году); резервы по­ вышения цен на внутреннем рынке были исчерпаны низкой платежеспособ­ ностью покупателей, на внешнем - искусственно сдерживались валютным коридором. Плюс к тому нестабильное законодательство, то есть постоянное введение новых налоговых платежей и правил. На фоне неулучшающихся экономических условий начал происходить спад промысловой обстановки в Северо-Восточной Атлантике по причинам климатического и биологическо­ го характера, что лишний раз подтверждает зависимость рыбопромысловой деятельности, как и сельского хозяйства, от природных факторов, а потому она требует такого же внимания государства. В результате флот 1996 и 1997 годы закончил с убытком, что не позволило своевременно начать расчеты по кредиту за новострой. В связи с тем, что прочие ресурсы повышения эффективности были практически исчерпаны, флот более активно продолжил реструктуризацию. В 1997-1998 годы были созданы самостоятельные рыбопромысловые фло­ та МТФ 1, МТФ 2, МТФ 3, имеющие статус закрытых акционерных обществ и зависимые от Мурманского тралового флота. Надо сказать, что разделе­ ние не было самоцелью. Управленцы считали, что грамотно проведенная реструктуризация позволит на данном этапе сохранить имущество, прино­ сящее доход, позволит более эффективно его использовать, сохранить мак­ симально рабочие места, квалифицированные кадры, сохранить имя и тра­ диции старейшего флота России. Создание самостоятельных флотов действительно позволило не только повысить управляемость производственного процесса, но и изыскать средства и отремонтировать суда, накопившиеся к тому времени у отстой­ ных причалов в ожидании финансирования ремонта. Появилась возмож­ ность вернуть из аренды в состав флота часть крупнотоннажных судов, в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz