Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).
Мурманский траловый флот (том III) Одним из инструментов повышения эффективности бизнеса являет ся реструктуризация предприятия с целью повышения его управляемости, мобильности, отсечения неэффективных или несвойственных структур и функций, формирования реальной себестоимости продукции и услуг, осво бождения от неоправданных затрат, создания инвестиционной привлека тельности и конкурентных преимуществ. И флот приступил к реструктуризации. Помимо сдачи судов в аренду в иностранные компании, флот начал создавать юридически самостоятель ные дочерние компании на базе имущества флота. Первыми были выделены на самостоятельный баланс структурные подразделения, не связанные не посредственно с промыслом рыбы. Это Торговая фирма, основной задачей которой оставалось снабжение судов продуктами питания; «Тралфлот-Сер- вис», осуществлявший снабжение судов материально-техническими ресур сами; Судоремонт, сосредоточивший в своем составе плавмастерскую, ста ночный парк, подсобные плавсредства. С 1996 года эффективность промысловой деятельности снова начала резко падать. Основными причинами явились: опережающий рост затрат на производство, особенно топливно-энергетические ресурсы (удельный вес их в составе затрат возрос с 6 % в 1991 году до 25 % в 1997 году); резервы по вышения цен на внутреннем рынке были исчерпаны низкой платежеспособ ностью покупателей, на внешнем - искусственно сдерживались валютным коридором. Плюс к тому нестабильное законодательство, то есть постоянное введение новых налоговых платежей и правил. На фоне неулучшающихся экономических условий начал происходить спад промысловой обстановки в Северо-Восточной Атлантике по причинам климатического и биологическо го характера, что лишний раз подтверждает зависимость рыбопромысловой деятельности, как и сельского хозяйства, от природных факторов, а потому она требует такого же внимания государства. В результате флот 1996 и 1997 годы закончил с убытком, что не позволило своевременно начать расчеты по кредиту за новострой. В связи с тем, что прочие ресурсы повышения эффективности были практически исчерпаны, флот более активно продолжил реструктуризацию. В 1997-1998 годы были созданы самостоятельные рыбопромысловые фло та МТФ 1, МТФ 2, МТФ 3, имеющие статус закрытых акционерных обществ и зависимые от Мурманского тралового флота. Надо сказать, что разделе ние не было самоцелью. Управленцы считали, что грамотно проведенная реструктуризация позволит на данном этапе сохранить имущество, прино сящее доход, позволит более эффективно его использовать, сохранить мак симально рабочие места, квалифицированные кадры, сохранить имя и тра диции старейшего флота России. Создание самостоятельных флотов действительно позволило не только повысить управляемость производственного процесса, но и изыскать средства и отремонтировать суда, накопившиеся к тому времени у отстой ных причалов в ожидании финансирования ремонта. Появилась возмож ность вернуть из аренды в состав флота часть крупнотоннажных судов, в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz