Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Глава 7. Итоги последнего десятилетия XX века Флот дотировался государством через оптовые цены, льготное кре­ дитование, централизованное пополнение новыми судами. В 1990 году МТФ имел в своем составе 12 607 человек; 112 крупно- и среднетоннажных судов, которые работали практически во всех районах Ми­ рового океана. Объем добычи составлял 600 тыс. тонн. Основным объектом промысла была океаническая рыба массовых видов (ставрида, скумбрия, сардина), добываемая в центральных и южных районах Атлантики, Тихого океана, антарктической части Атлантики. Объем вылова в Северо-Восточ- ной Атлантике составлял в общем объеме добычи 11 %, из которого боль­ шую часть составляли массовые объекты: мойва и путассу. Треска в общём объеме составляла менее трех процентов. С 1992 года государственная поддержка флота была прекращена. МТФ, согласно Закону о приватизации, изменил форму собственности, стал акционерным обществом, остался один на один со своими проблемами. Ак­ ционеры вынуждены были сами решать задачи становления рыночной эко­ номики. изыскивать средства для выживания и развития флота. Резкий рост цен на топливо, транспортные услуги, материально-тех­ ническое снабжение, высокие налоги и условия валютного законодатель­ ства привели к убыточности эксплуатации судов в дальних районах промыс­ ла, где добычу осуществлял большой отряд крупнотоннажных судов. В результате промысловая деятельность сосредоточилась на Севе­ ре. При снижении общего объема добычи в 1992 году на 150 тыс. тонн про­ тив уровня 1990 года, доля вылова в Северо-Восточной Атлантике возросла до 60 %, в том числе мойвы было выловлено 147 тыс. тонн, и 65 тыс. тонн путассу. В связи с тем, что промысел мойвы с 1994 года был полностью за­ крыт, другие массовые объекты (сельдь, путассу, скумбрия) имеют сезон­ ный характер и ограничены квотами, а у потребителей этой продукции низ­ кая платежеспособность, флот вынужден был сдать крупнотоннажные суда в аренду (свыше двух десятков судов). Кроме того, в этот период началось активное списание отслуживших свой срок крупнотоннажных судов типа «Алтай», ППР, БМРТ. Всего к 01.01.1999 года из состава флота было списано порядка 40 судов такого класса. Все это привело к снижению объема вылова по предприятию. Однако в результате проводимых мероприятий по сокращению и передислокации ставших неэффективными крупнотоннажных судов флот, несмотря на то что испытывал те же трудности, что и вся экономика стра­ ны (кризис неплатежей, налоговый пресс, высокая инфляция, недостаток собственных оборотных средств, высокие ставки за кредит), работал с при­ былью. Средняя рентабельность товарной продукции за период с 1992 по 1995 год увеличилась и составила в среднем около 15 %. Это дало возмож­ ность флоту заключить контракт на постройку 6 судов нового класса за счет привлечения кредитных ресурсов. Средства на постройку судов в Германии были предоставлены правительством России. Перед флотом встал вопрос зарабатывания средств на выплату обязательств по кредиту.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz