Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Мурманский траловый флот (том III) 1. Консорциум Союз рыбохозяйственных организаций «Консорциум Мурманский траловый флот» был зарегистрирован в апреле 1999 года как некоммерче­ ская организация. В его состав вошли на добровольных началах 7 рыбохо­ зяйственных предприятий, созданных на базе МТФ, в том числе пять рыбо­ добывающих флотов: ОАО «МТФ», ЗАО «МТФ 1», ЗАО «МТФ 2», ЗАО «МТФ 3», ОАО «МГФ» (Мурманский государственный флот) и два предприятия бе­ реговой инфраструктуры: ООО «Судоремонт» и ООО «Северная торговля». Немного истории. К началу последнего десятилетия XX века рыбопромысловые флота находились в столь же кризисном состоянии, как и все народное хозяйство страны. Высокая стоимость основных производственных фондов, повышен­ ный уровень затрат осуществления производства в морских условиях, дей­ ствовавший в то время механизм ценообразования и установления эконо­ мических нормативов, централизованное планирование, жесткие для флота условия поставок по срокам и ассортименту, перемещение рыболовства в отдаленные районы промысла, зависимость от транспортов и судоремонт­ ных предприятий, состояния сырьевой базы, климатических и политических факторов привели флот не только к критическому состоянию, но и постави­ ли его к моменту перехода на рыночные отношения в неравные условия с остальными предприятиями отрасли и в худшие условия - по сравнению с другими отраслями и регионами. Так, к началу 1990-х годов значительно возросла стоимость основных фондов и стоимость капитального ремонта (в 2-3 раза), продолжительность капитального ремонта крупнотоннажного судна типа БАТ или ППР составля­ ла 2-3 года. Флот лихорадило от недостатка валютных средств, к флоту при­ менялись жесткие санкции за нарушение сроков и ассортимента поставок, что не всегда от него зависело, так как экономическая политика установле­ ния цен, тарифов и нормативов была направлена на создание благоприятных условий для рентабельной работы обслуживающих предприятий: рыбного порта, Севрыбхолодфлота, судоверфи и других предприятий-смежников. В этих условиях Мурманский траловый флот - один из основных поставщиков рыбопродукции - на протяжении многих лет был низкорента­ бельным предприятием с малой долей прибыли даже в лучшие годы. На­ капливались социально-бытовые проблемы многотысячного коллектива (в 1989 году - 13 тыс. человек), невозможно было обновлять и модернизи­ ровать основные флотские фонды. При этом предприятия, обслуживающие флот, имевшие меньшую численность, меньшую стоимость основных фон­ дов, - эти предприятия имели значительно более высокую массу прибыли и уровень рентабельности, чем основной производитель рыбопродукции - промысловый флот. Так, к примеру, в 1989 году прибыль сотавляла: МТФ - 7,1 млн рублей; Судоверфь - 19,3 млн рублей; «Севрыбхолодфлот» - 77,9 млн рублей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz