Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).
Глава 1. На переломе эпох мнении, что независимо от того, где трудится человек: на море ли, на берегу ли, к нему надо относиться по-человечески и с уважением к его труду. в) «Фиговый листок» застоя Если говорить о бассейновом социалистическом соревновании под девизом «Берег - промыслу, промысел - берегу!», то не только председа тель горисполкома В. И. Горячкин, но и простые труженики предприятий рыбного Мурмана все чаще и чаще со страниц областных газет стали от крыто говорить, что «Договор 14-ти» не что иное, как фиговый листок, при крывающий выпирающие «безобразия» и нестыковки рыбацкого конвейера. Именно тогда, в середине 1980-х годов, Северный бассейн испыты вал острую нехватку транспортных рефрижераторов, которые в море заби рали рыбопродукцию у промысловых судов и доставляли ее в порт. Имея минимум транспортов, «Севрыба» старалась обеспечить ими прежде всего отдаленные районы промысла, где экипажи судов, набрав полный груз, под час вынуждены были дрейфовать в ожидании выгрузки. Иное дело Барен цево море. Работающим здесь экипажам далеко не всегда было выгодно до жидаться подхода транспортов, и они шли на разгрузку в порт «по зеленой». То есть становились как бы лишними, внеплановыми судами для порта, рыбокомбината, железной дороги. Отряд этих внеплановых судов нередко пополнялся траулерами, которые буквально за несколько дней до окончания рейса набирали полный груз, и выгружать его в море на ТР не было смыс ла. То есть приход «по зеленой» был объективен, экономически и морально оправдан. Пока судно стояло у причала под выгрузкой, флотские береговые специалисты могли его подремонтировать, снабдить всем необходимым, да и сами рыбаки имели возможность в какой-то мере отдохнуть от моря, по бывать дома, повидать близких. Но ведь происходило это все в стране, где план - закон, а незапланированная инициатива... Да-да, беззаконие, за ко торое надо наказывать. А если не наказывать, если, наоборот, попытаться обустроить рыбакам «зеленую улицу» в родной порт? Для этого надо предугадать, знать периоды промысловых «вспышек» в Баренцевом море, чтобы держать «на товсь» все имеющиеся резервы, за ранее подготовить причалы, сформировать дополнительные бригады груз чиков, рассчитать количество вагонов. И вместо упреков в адрес партне- ра-смежника неплохо бы берегу держать связь с морем и непосредственно у флагмана промысла узнавать, как складываются дела с направлением су дов в порт на выгрузку. Или флагману информировать порт об этом. Или... Все упиралось в сроки, ведь работа столь мощных производственных структур, как морской рыбный порт, рыбообрабатывающий комбинат, отде ление Октябрьской железной дороги (не забудем и продавцов, управление «Севрыбсбыт»!), планировалась не за день-неделю-месяц. А рыба, как из вестно, дело водяное. Но так может сказать только дилетант. А что ПИНРО со своими перспективными и краткосрочными прогнозами, да и разве мно голетний опыт поморов-промысловиков не мог сказать о наиболее улови-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz