Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Глава 5. Акционирование и приватизация (1990-е годы) зации Ю. А. Зиньков. - Чтобы ускорить процесс, мы делаем так. Приходит человек с ваучером, на который он может получить 6 акций, доплатив 200 рублей. Но по положению мы можем до 50 процентов суммы оплатить вау­ черами, а 50 процентов - наличными. Поэтому мы вынуждены обязывать наших работников (именно - обязывать) купить еще 6 акций. Два ваучера - 12 акций, и 12 акций должен купить. Можно за наличные покупать любое количество акций, но с ваучерами - только при условии 50 на 50. Очень трудно с пенсионерами, у которых кроме ваучера нет столько тысяч рублей. Фактически я не могу принять у него этот ваучер. Но мы реши­ ли помочь пенсионерам за счет тех, кто работает и будет покупать больше акций за наличные. Появятся какие-то свободные деньги, и мы сможем при­ нять ваучеры у пенсионеров. - Очень серьезная проблема со сроками, - продолжает свой рассказ Зиньков. - Флот в море, а ведь каждому надо получить в Сбербанке ваучер, принести и сдать его на флот, заплатить наличные деньги... Мы решили, что моряк пришлет доверенность то ли родственникам, то ли бухгалтерии флота на ведение этих дел. Но вопрос пока полностью не решен. Много неразберихи, много неясностей. Как все это объяснить людям в море? А ведь кроме тех, кто в море, почти столько же людей в отпусках, на отгулах по всему бывшему Союзу. Им тоже надо все объяснить. И в срок уложиться. Кстати, если человек вообще не хочет вкладывать ваучер, но продолжает работать в тралфлоте - пожалуйста. Он может вложить свой ваучер в другое предприятие, продать его. ...Сейчас мы хотим сами выкупить свой флот. А из тех процентов ак­ ций, которые остаются в комитете госимущества, какая-то часть будет про­ дана то ли на аукционе, то ли еще как. Более того, покупая акцию, наш моряк обязуется: если он надумает продать ее, то покупателем в первую очередь должен быть работник флота. Нельзя допустить утраты контрольного пакета акций. Конечно, приватизация - дело нужное. Но методы ее проведения - из той оперы, где коллективизация, индустриализация и т. д. Пока мы не выкупаем соцкультбыт, незавершенное строительство. Пока все остается в госсобственности и передается акционерному обществу в хозяйственное ведение, поскольку все это убыточно. Потом уже с комитетом госимущества будем решать, как жить дальше*. Как видим, Юрий Александрович Зиньков, бывший в те годы правой рукой начальника флота, делово и весьма оптимистично смотрит в будущее. Иной точки зрения придерживались другие ответственные работники рыб­ ного Мурмана. - Я не думаю, что приватизация в том виде, в котором она предпо­ лагается сейчас и с учетом специфики нашей отрасли, даст возможность выжить, эффективно работать, увеличить производство продукции или хотя бы сохранить его на нынешнем уровне, - заявил заместитель директора по экономике ассоциации «Севрыба» В. А. Молчанов. - Есть много факторов, * «В добрый путь, приватизация!». Газета «Рыбный Мурман» от 23 октября 1992 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz