Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Мурманский траловый флот (том III) С одной стороны, ответ Пруткова - чистой воды отписка, с другой стороны, он берет удар на себя, удар, который предназначался не только ему, но и руководству отрасли, страны. Умение держать подобные удары и отличает настоящий «директорский корпус» тех лет. Внешнеэкономическое сотрудничество, так называемый междуна­ родный аспект, всегда занимало в рыбной отрасли одно из первых мест. На новый уровень оно выходит при рыночных отношениях. Надо было работать в экономических зонах иностранных государств, размещать в их портах свой флот, продавать рыбопродукцию, строить новые суда, привлекать инвести­ ции зарубежных партнеров... Давние и прочные связи были у Мурманского тралфлота с бизнесменами из Германии. Не случайно первые совместные предприятия создавались при участии немецкого капитала: рыбообработкой занимался «Норд-Вест»; один главный офис СП «Комсерв», которое заку­ пало судовые запчасти, находился в Москве, второй - в Гамбурге. Впослед­ ствии от «Комсерва» отпочковалась агентирующая фирма, которая занима­ лась обслуживанием тралфлотовских судов в портах Германии. Кроме этого, флот был одним из учредителей акционерной компании в Португалии, которая занималась переработкой выловленной тралфлотов- цами рыбы, выпуском и продажей консервов из нее. То есть руководство хотело, чтобы весь цикл работы промысловых судов от доставки сырья до вылета экипажей за рубеж был замкнут и в какой-то мере отслеживался тралфлотом. Ранее, при советской власти, эти функции в государственном масштабе выполнял «Соврыбфлот». - Мы пытаемся выйти из-под диктата «Соврыбфлота», - рассказыва ет заместитель начальника тралового флота Ю. М. Цуркан, - хотя нам все время говорят, что не надо строить у себя «маленький свечной заводик», то есть не замыкать на себя весь цикл. Но я считаю, что наш «большой котел» позволяет кое-кому манипулировать нами как вздумается. У «Соврыбфлота» большое желание монополизировать все экспорт­ но-импортные операции флотов, создать акционерные общества, отбирая себе 20 процентов от других акционеров. Как-то мы решили разобраться с этим делом. Я и спросил: «А за что эти 20 процентов?» А они: «Ну что же ты за мужик такой склочный! Ведь мы организовали...» Но платим-то мы! Са­ мое же главное - действия множества соврыбфлотовских АО и СП негатив­ но отражаются на наших моряках. Примером могут служить недоразумения в Перу и Чили. То же самое в Аргентине, Португалии. Экипажи в недоуме­ нии: с кем работать?' С 1 января 1992 года МТФ стал работать практически без посредников. Флот не стал учредителем АО «Рыбак», созданного на базе внешнеэкономи­ ческого отдела «Севрыбсбыта». Отказался подписывать договор с «Соврыб- флотом», пока не решится вопрос о генеральных лицензиях. Тралфлотовцы рисковали, но при этом хорошо понимали, что если они подпишут все пред­ лагаемые флоту договоры, то придется отдать один миллион двести тысяч долларов только на комиссионные. Зачем отдавать такие деньги кому-то, а потом выслушивать претензии моряков за плохое обслуживание в инпорту? «Без посредников». Газета «Рыбный Мурман» от 27 марта 1992 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz