Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).
Мурманский траловый флот (том III) С одной стороны, ответ Пруткова - чистой воды отписка, с другой стороны, он берет удар на себя, удар, который предназначался не только ему, но и руководству отрасли, страны. Умение держать подобные удары и отличает настоящий «директорский корпус» тех лет. Внешнеэкономическое сотрудничество, так называемый междуна родный аспект, всегда занимало в рыбной отрасли одно из первых мест. На новый уровень оно выходит при рыночных отношениях. Надо было работать в экономических зонах иностранных государств, размещать в их портах свой флот, продавать рыбопродукцию, строить новые суда, привлекать инвести ции зарубежных партнеров... Давние и прочные связи были у Мурманского тралфлота с бизнесменами из Германии. Не случайно первые совместные предприятия создавались при участии немецкого капитала: рыбообработкой занимался «Норд-Вест»; один главный офис СП «Комсерв», которое заку пало судовые запчасти, находился в Москве, второй - в Гамбурге. Впослед ствии от «Комсерва» отпочковалась агентирующая фирма, которая занима лась обслуживанием тралфлотовских судов в портах Германии. Кроме этого, флот был одним из учредителей акционерной компании в Португалии, которая занималась переработкой выловленной тралфлотов- цами рыбы, выпуском и продажей консервов из нее. То есть руководство хотело, чтобы весь цикл работы промысловых судов от доставки сырья до вылета экипажей за рубеж был замкнут и в какой-то мере отслеживался тралфлотом. Ранее, при советской власти, эти функции в государственном масштабе выполнял «Соврыбфлот». - Мы пытаемся выйти из-под диктата «Соврыбфлота», - рассказыва ет заместитель начальника тралового флота Ю. М. Цуркан, - хотя нам все время говорят, что не надо строить у себя «маленький свечной заводик», то есть не замыкать на себя весь цикл. Но я считаю, что наш «большой котел» позволяет кое-кому манипулировать нами как вздумается. У «Соврыбфлота» большое желание монополизировать все экспорт но-импортные операции флотов, создать акционерные общества, отбирая себе 20 процентов от других акционеров. Как-то мы решили разобраться с этим делом. Я и спросил: «А за что эти 20 процентов?» А они: «Ну что же ты за мужик такой склочный! Ведь мы организовали...» Но платим-то мы! Са мое же главное - действия множества соврыбфлотовских АО и СП негатив но отражаются на наших моряках. Примером могут служить недоразумения в Перу и Чили. То же самое в Аргентине, Португалии. Экипажи в недоуме нии: с кем работать?' С 1 января 1992 года МТФ стал работать практически без посредников. Флот не стал учредителем АО «Рыбак», созданного на базе внешнеэкономи ческого отдела «Севрыбсбыта». Отказался подписывать договор с «Соврыб- флотом», пока не решится вопрос о генеральных лицензиях. Тралфлотовцы рисковали, но при этом хорошо понимали, что если они подпишут все пред лагаемые флоту договоры, то придется отдать один миллион двести тысяч долларов только на комиссионные. Зачем отдавать такие деньги кому-то, а потом выслушивать претензии моряков за плохое обслуживание в инпорту? «Без посредников». Газета «Рыбный Мурман» от 27 марта 1992 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz