Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).
Мурманский траловый флот (том III) мика базировалась на дешевой энергии, низкооплачиваемой рабочей силе и богатых ресурсах. Учитывая эти факторы, строились самые большие и энергоемкие, с большой численностью экипажей и приспособленные для обработки большого количества рыбы промысловые суда. Причем обновление флота, его модернизация, практически не зависела от воли руководства. Такова была хозяйственная политика, и у флота к началу реформ оказался самый большой по чис ленности, по тоннажу, мощности и самый экономически неэффективный в условиях рынка рыбопромысловый флот. - Мы завершили первый квартал с ростом по всем показателям. И можно бы го ворить о благополучии флота, будь у нас в стране стабильность цен. И если бы не висел над нами дамоклов меч повышения цен на энергоносители, - делится своими рассуждениями Ю. Б. Прутков. - Конечно, обвальный рост цен не позво лит ни одному флоту перейти на рыночные отношения. Первая проблема: как сократить затраты? Как сэкономить топливо? Надо менять судовые силовые установки. Но для этого нужна мощная государственная программа, а ее нет. Следовательно, необходимо определить переходный период для флота, пока мы сможем осуществить реконструкцию судов. Мы проработали экономиче скую программу, предусмотрев деятельность на промысле только экономичных траулеров. Что касается остальных судов, то, видимо, часть их придется поста вить на отстой, часть сдать в аренду, отдать совместным предприятиям и т. д. Ясно, что, уменьшив количество судов, мы будем вынуждены со кратить выпуск продукции. А вот этого никак нельзя допускать: мы - госу дарственное предприятие и должны кормить народ... Конечно, куда проще решались бы все проблемы флота, будь к ним хоть минимальное внима ние правительства. Его нет. Но флот все равно выживет. Вопрос - в каком качестве и количестве? Сколько останется судов, которые смогут работать рентабельно? На каких видах рыб будем работать? И множество других во просов, на которые в нынешней экстремальной ситуации нет однозначных ответов. Ясно одно: необходима консолидация, а не растаскивание флотов по разным сусекам. Нужен добрый, человеческий, чисто российский подход к решению всех вопросов. Что касается модной ныне приватизации, мы видим ее как акцио нерное общество с непременным участием государственного капитала... В будущее мы смотрим с оптимизмом. Я верю, что людей честных, ответ ственных гораздо больше, чем тех, кто стремится жить сегодняшним днем и хочет свое благополучие построить на наших сегодняшних бедах*. * «А мы все равно выживем!». Газета «Рыбный Мурман» от 3 апреля 1992 года. Ю. Б. Прутков
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz