Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Мурманский траловый флот (том III) ного числа людей на конкретном судне. Но о каком постоянстве может идти речь, если в тралфлоте на многих траулерах за пятилетие сменилось по три-четыре капитана и столько же его помощников, а после каждого рейса меняется от 30 до 70 процентов команды? Управленцам за выполнение даже годового плана спросить иногда не с кого, а что говорить о пятилетке? Вот и получается, что выполняют экипажи судов принятые неизвестно кем планы и неизвестно на что рассчитанные судовые обязательства. А если говорить точнее - то просто работают люди в меру выпавших на их долю условий как погодно-промысловых, так и организационных. На каждом предприятии, на каждом флоте Северного бассейна вы­ искивались «узкие места», анализировались способы достижения тех или иных показателей, характеризующих работу предприятия. Хорошо это или плохо? Наивный вопрос, скажете вы. Но в том-то и беда, что плохо, если ин­ тересы и показатели работы предприятий-смежников различны. Как объяснить, почему суда годами ожидают ремонта, а потом годами стоят у причалов судоверфи? Судоремонтники же ходят в передовиках, вы­ полняя и перевыполняя свои планы и обязательства. Они монополисты, они могут диктовать свои условия. А если поднять столь болезненную тему, как качество ремонта... В противостоянии «флот-судоверфь», как писала газе­ та, есть что-то вечное, как любовь и ненависть, доброта и зависть. Здесь в своих обидах на судоремонтников флотоводцы выступали единым фронтом. Существовала огромная разница в интересах самих флотов, на сты­ ках интересов рыбаков и работников других береговых предприятий, вхо­ дящих во Всесоюзное рыбопромышленное объединение «Севрыба». Все они имели свои производственные планы и за их выполнение несли ответ­ ственность как перед ВРИО, так и перед Министерством рыбного хозяйства СССР. Разумеется, каждый коллектив стремился к выполнению данного ему плана по всем показателям. В противном случае урезались премии, следо­ вали административные наказания. То есть план должен был быть выполнен любой ценой, а чаще всего ценой забвения интересов смежников, а значит, и общего, конечного результата деятельности всей отрасли. Ведь в рыбной промышленности все предприятия тесно увязаны в единую технологическую цепочку: промысловый флот выловил рыбу, транспортный доставил ее в порт, портовики разгрузили судно, рыбокомбинат переработал... и т. д. И это лишь упрощенная, далеко не полная схема технологической цепи. У каждого ее звена свой план. И хотя он в основном увязан с планами других предприя- тий-смежников, но только в основном, а нередко и противоречит им. Надо сказать, что в первой половине 1980-х годов, как, впрочем, и во все времена советской власти, различных лозунгов и договоров, всякого рода мероприятий, программ и нормативных документов хватало с избыт­ ком. Не было одного - ответственности тех, от кого зависел успех общего дела. А от кого он зависел, этот успех? От моряка, стоящего на вахте, или рыбообработчика, выполняющего сменное задание? От капитана экипажа или начальника отдела? От флотоводца или руководителя рыбоперераба­ тывающего комплекса? От работника «Севрыбы» или заведующего отде

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz