Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).
Мурманский траловый флот (том III) ного числа людей на конкретном судне. Но о каком постоянстве может идти речь, если в тралфлоте на многих траулерах за пятилетие сменилось по три-четыре капитана и столько же его помощников, а после каждого рейса меняется от 30 до 70 процентов команды? Управленцам за выполнение даже годового плана спросить иногда не с кого, а что говорить о пятилетке? Вот и получается, что выполняют экипажи судов принятые неизвестно кем планы и неизвестно на что рассчитанные судовые обязательства. А если говорить точнее - то просто работают люди в меру выпавших на их долю условий как погодно-промысловых, так и организационных. На каждом предприятии, на каждом флоте Северного бассейна вы искивались «узкие места», анализировались способы достижения тех или иных показателей, характеризующих работу предприятия. Хорошо это или плохо? Наивный вопрос, скажете вы. Но в том-то и беда, что плохо, если ин тересы и показатели работы предприятий-смежников различны. Как объяснить, почему суда годами ожидают ремонта, а потом годами стоят у причалов судоверфи? Судоремонтники же ходят в передовиках, вы полняя и перевыполняя свои планы и обязательства. Они монополисты, они могут диктовать свои условия. А если поднять столь болезненную тему, как качество ремонта... В противостоянии «флот-судоверфь», как писала газе та, есть что-то вечное, как любовь и ненависть, доброта и зависть. Здесь в своих обидах на судоремонтников флотоводцы выступали единым фронтом. Существовала огромная разница в интересах самих флотов, на сты ках интересов рыбаков и работников других береговых предприятий, вхо дящих во Всесоюзное рыбопромышленное объединение «Севрыба». Все они имели свои производственные планы и за их выполнение несли ответ ственность как перед ВРИО, так и перед Министерством рыбного хозяйства СССР. Разумеется, каждый коллектив стремился к выполнению данного ему плана по всем показателям. В противном случае урезались премии, следо вали административные наказания. То есть план должен был быть выполнен любой ценой, а чаще всего ценой забвения интересов смежников, а значит, и общего, конечного результата деятельности всей отрасли. Ведь в рыбной промышленности все предприятия тесно увязаны в единую технологическую цепочку: промысловый флот выловил рыбу, транспортный доставил ее в порт, портовики разгрузили судно, рыбокомбинат переработал... и т. д. И это лишь упрощенная, далеко не полная схема технологической цепи. У каждого ее звена свой план. И хотя он в основном увязан с планами других предприя- тий-смежников, но только в основном, а нередко и противоречит им. Надо сказать, что в первой половине 1980-х годов, как, впрочем, и во все времена советской власти, различных лозунгов и договоров, всякого рода мероприятий, программ и нормативных документов хватало с избыт ком. Не было одного - ответственности тех, от кого зависел успех общего дела. А от кого он зависел, этот успех? От моряка, стоящего на вахте, или рыбообработчика, выполняющего сменное задание? От капитана экипажа или начальника отдела? От флотоводца или руководителя рыбоперераба тывающего комплекса? От работника «Севрыбы» или заведующего отде
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz