Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Глава 4. Имена проблема отходов - мощность рыбомучных установок ограниченна. В этой си­ туации рыбаки просто вынуждены выпускать кормовую рыбу, оптовые цены на которую также значительно ниже себестоимости. В дальних районах мы сводим убытки к минимуму в основном за счет выпуска рыбмуки и рыбжира, производство которых рентабельно благодаря более высоким оптовым ценам. А теперь посмотрим на такую статью затрат, которую по величине трудно сравнить с другими. Это - амортизационные отчисления, которые по БАТ «Командарм Щербаков» составили за год 1782 тысячи рублей на ка­ питальный ремонт и 655 тысяч на восстановление. За 10 лет получается, соответственно, 17,8 и 6,55 миллиона рублей. Стоимость самого траулера 15,2 миллиона. Остается добавить, что БАТ «Командарм Щербаков» рабо­ тает по 10-летнему циклу эксплуатации без капитального ремонта. Сейчас закончился пятилетний цикл, и судно ремонтируется в инпорту всего за пять­ десят с небольшим тысяч инвалютных рублей, при этом годовые затраты на текущий ремонт ниже плановых почти вдвое. Возникает вопрос: если судно работает 10 лет без капитального ре­ монта при постоянном дефиците материально-технического снабжения и не­ выполнении плана затрат на текущий ремонт, то за счет чего или кого оно продолжает успешно работать? Ответ один - за счет рабочих рук моряков, за счет никем не учитываемого роста производительности труда. Кроме того, по судам, работающим по системе СНТОР (системе не­ прерывного технического обслуживания и ремонта), стоимость труда, не­ обходимого для ремонта, дважды включается в себестоимость продукции. Первый раз в виде части фонда амортизации, второй - в виде части фонда зарплаты флота. Это ведет к превышению фонда зарплаты флота над ро­ стом производительности труда и искусственно завышает себестоимость рыбопродукции. Зато деньги, отчисляемые на капремонт, оседают в банке, у трал­ флота сейчас их около 100 миллионов рублей, и их удается использовать для развития производства, но фонд материального поощрения и фонд со- циально-культурных мероприятий остается нулевым. Нет никакого сомне­ ния, что быстро возрастающая сумма фонда амортизации рано или поздно заинтересует государственные органы и большая часть его будет просто пе­ речислена в госбюджет. А теперь несколько слов о возможности арендного подряда на круп­ нотоннажных судах. Нет никакого сомнения, что тезис о их убыточности тре­ бует тщательной проверки. При некотором регулировании оптовых цен и нормы амортизации в сторону научно обоснованных цифр арендный подряд на таких судах вполне возможен. Мои конкретные предложения к рассмотрению на рыбацкой конфе­ ренции: 1. Сделать гласными те изменения в экономике рыбной отрасли и оп­ товых ценах, которые планируется ввести с 1 января 1990 года, подвергнуть их обсуждению и анализу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz