Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Глава 4. Имена районах промысла. Вспоминая те годы, П. А. Самохвалов пишет: «Судно пе­ редавали в аренду сначала в «Дельфин», а затем в «Атлас» вместе с эки­ пажем. Как я понял впоследствии, делалось это не совсем законно, с целью ухода от уплаты налогов. Возможно, на тот момент это был один из вариан­ тов спасения флота, что спорно. У моряков пропал пенсионный стаж, были судебные тяжбы и по поводу неуплаты налогов. Некоторых капитанов тогда крепко «нагнули» в налоговой полиции и вытрясли карманы. Они преврати­ лись в мальчиков для битья для оправдания просчетов руководства в орга­ низации промысла». В 2003 году вернулся в МТФ из «Атласа» и пошел капитаном на пере­ оборудованном РТМС «Александр Мироненко» в Северную Атлантику. Это был последний рейс П. А. Самохвалова в тралфлоте. Уволившись по соб­ ственному желанию, он улетел в Кейптаун, чтобы возглавить экипаж одно­ типного траулера «Desert Diamond» (на снимке) Южно-Африканской Респу­ блики, на котором работал до 2019 года. - Считаю советский период лучшим временем в развитии рыбной отрасли в Мурманске и в МТФ, - пишет ветеран. - Перестройка и развал Союза привели к упадку и разбазариванию флота и кадров, к утрате даль­ них районов промысла. На развалинах советского флота многие иностран­ ные компании получили хорошее развитие с помощью наших судов и наших специалистов. Награжден юбилейной медалью «300 лет Российскому флоту». Проживает в Калужской области. *** Накануне рыбацкой конференции моряков Северного бассейна (1989) П. А. Самохвалов выступил в газете с аналитической статьей и кон­ кретными предложениями для обсуждения на конференции. БЛЕСК И НИЩЕТА ФЛОТА Из статьи капитана-директора БАТ <Командарм Щербаков» П. Самохвалова 100 миллионов рублей на счету Мурманского тралового флота. А ис­ пользовать эти деньги для материального поощрения моряков или на дру­ гие, столь же важные цели флот не может: это другая статья расходов. Как промысловик, не раз убеждался: достаточно продуктивное скоп­ ление рыбы с большей вероятностью надо искать в стороне от плотно рабо­ тающей группы траулеров. Но не всякому судоводителю хватает смелости, чутья и способности к разумному риску, чтобы подавить в себе «стадное чувство» и удачно выйти на хорошие рыбные концентрации. Поиск выхода из тупика, в котором оказалась рыбная отрасль, мне кажется, напоминает ситуацию по поиску рыбы в сто раз вдоль и поперек протраленном квадрате. Капитаны, стоящие у руля отрасли и «Севрыбы», и не пытаются поискать решение проблем в стороне от структур управления.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz