Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Мурманский траловый флот (том III) не более 4 тысяч лошадиных сил.) Большие автономные траулеры (БАТы) были капризны в эксплуатации, часто простаивали в ремонте. Система спут­ никовой навигации, уже развитая во всем мире, у нас только начинала вво­ диться. На наших судах стояли локаторы относительного движения «Дон» и «Донец». Никогда не забуду, как работали на Джорджес-банке. С апреля по сентябрь более двухсот судов перемещались в густом тумане, словно в мо­ локе. Трудно передать словами, до какой степени напряженными были тогда вахты судоводителей. Возникла необходимость в новых продуктивных промысловых райо­ нах. Они были найдены в Тихом океане. Бесконечные шторма. Быстроход­ ная ставрида буквально изводила состав машинно-котельного отделения, потому что ему постоянно приходилось корпеть над капризными двигате­ лями, обеспечивая необходимую для облова скорость до 6 узлов. Докрасна накалялись выхлопные трубы, горели клапаны, не хватало запчастей. Но эти проблемы были ерундой в сравнении с грузовыми операциями, бесконечны­ ми швартовками в бушующем океане. Наши транспорты были оборудованы надежной кранцевой защитой. И тем не менее требовалось концентрировать все силы и внимание, чтобы избежать аварий. Зачастую прочные швартовы рвались от удара волны, как нитки. А оренбургские кранцы от сжатия кор­ пусов лопались мыльными пузырями. Несведущему человеку трудно пред­ ставить, как можно работать в кипящем океане. Но нам работа с нашими транспортами казалась пустяком по сравнению со швартовкой и грузовыми операциями с иностранными транспортами. Кранцевая защита у них полно­ стью отсутствовала. Корпуса судов-банановозов имели небольшую цилин­ дрическую длину корпуса, а это опасно даже с надежной кранцевой защи­ той. К тому же у таких судов нет швартового режима главных двигателей для минимального хода, ну и, естественно, экипаж не владел практикой швар­ товки в открытом море. Многим капитанам эти операции стоили здоровья. Таким образом, осуществление промысла в Тихом океане оказалось под силу только советским экипажам. Таким был рыбопромысловый флот страны Советов. Наш Мурман­ ский траловый флот был самым крупным в СССР и в мире в те достойные времена. Грянула перестройка. Ее разрушительную силу рыбаки почувствова­ ли на собственной шкуре. Рыбопромысловики оказались брошенными на произвол судьбы. В наш лексикон, шокируя непривычных россиян, врыва­ лись такие понятия, как «денежный обвал», «дефолт», «терроризм». Наш большой корабль под названием Россия стремительно терял остойчивость и плавучесть. Дальние районы промысла Тихого и Атлантического океанов стали недоступными для наших судов. Ведь из-за высоких цен на топливо промысел крупнотоннажных судов стал убыточным. Промсуда отправлялись на приемку и обработку рыбы на рейды портов Шотландии, Норвегии, Фа- рер. Незащищенные, открытые всем ветрам и волнам, рейды портов этих стран, изобилующие отмелями, скалами, стали могилами для многих круп­ нотоннажных промсудов. Там остались БМРТ «Луноход», супертраулер «Бо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz