Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Глава 1. На переломе эпох В связи с передислокацией промысла самой сложной оказалась про­ блема, связанная с пищевой ценностью добываемого сырья. Часть флота работала на криле, который в мороженом виде шел только на кормовые цели и на выработку муки, которая, в свою очередь, потреблялась только в птицеводстве и звероводстве. Не удалось реализовать разработанную руко­ водством Северного бассейна программу «Мезопелагиаль», которая, опи­ раясь на мощную сырьевую базу приантарктических вод, предусматривала строительство целой серии специализированных, высокопроизводительных судов для производства рыбной муки и рыбьего жира. Одновременно с этой программой возникла идея получения пищевого белка из таких рыб, как сай­ ка, путассу и других видов, а также из криля. Однако и эту задачу решить не удалось. Но другого пути, кроме поиска новых технологий обработки улова, не было. Рыбофабрики добывающих судов оснащались новым оборудова­ нием, используя которое можно было увеличить производство ценной пи­ щевой продукции, расширить ее ассортимент и в конечном итоге повысить рентабельность всего производства. Особенно это касалось обработки так называемого малоценного белкового сырья. - Экипажи промысловых судов зачастую добывают некоторые виды не потому, что эта рыба нужна, а чтобы хоть что-то ловить для производ­ ственных показателей флота, - пишет инженер ООТиЗ Мурманского трал­ флота Д. Мельников. - Конечно, проще всего ждать, когда будут заменены старые суда. Но этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Есть и другой путь: капитальный ремонт судов должен обязательно включать пол­ ную модернизацию (ведь в переводе это - «обновление») технологического рыбообрабатывающего оборудования... А пока на наших траулерах главным «механизмом» остается его величество шкерочный нож. Недаром моряки горько шутят: «Наш главный резерв - научиться точить его с трех сторон!»* В 1980 году Мурманскому тралфлоту удалось стабилизировать свою работу. К этому году в составе флота числилось 151 судно, в том числе: 11 БАТов, 19 ППР, 25 БМРТ типа «Алтай», 50 БМРТ других типов, 13 ПСТ, 33 РТ. Количество судов уменьшилось за счет списания рыболовных тра­ улеров, отслуживших свой срок. А БМРТ типа «Алтай» списывались из-за выработки моторесурсов главных двигателей. При этом флот продолжал до­ вольно активно пополняться новыми, более современными судами. Если же говорить о настрое плавсостава, то мало-мальски думающий промысловик-практик восьмидесятых смотрел вперед не с надеждой и уве­ ренностью, а с тревогой и опасением. Да, мы имеем самый большой рыбодо­ бывающий флот в мире. Самые мощные, самые крупные, самые приспосо­ бленные для нормальной жизни моряков траулеры, но при этом - самые низ­ копроизводительные. Более того, по некоторым позициям новые траулеры уступали вчерашним. Сравним БАТ и БМРТ типа «Пушкин». Энерговоору­ женность увеличилась более чем вдвое, на 15 человек стал многочисленней экипаж, а морозильные мощности возросли лишь на 20 тонн. И это еще не * «На стыке проблем». Газета «Рыбный Мурман» от 14 февраля 1986 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz