Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).
Глава 1. На переломе эпох В связи с передислокацией промысла самой сложной оказалась про блема, связанная с пищевой ценностью добываемого сырья. Часть флота работала на криле, который в мороженом виде шел только на кормовые цели и на выработку муки, которая, в свою очередь, потреблялась только в птицеводстве и звероводстве. Не удалось реализовать разработанную руко водством Северного бассейна программу «Мезопелагиаль», которая, опи раясь на мощную сырьевую базу приантарктических вод, предусматривала строительство целой серии специализированных, высокопроизводительных судов для производства рыбной муки и рыбьего жира. Одновременно с этой программой возникла идея получения пищевого белка из таких рыб, как сай ка, путассу и других видов, а также из криля. Однако и эту задачу решить не удалось. Но другого пути, кроме поиска новых технологий обработки улова, не было. Рыбофабрики добывающих судов оснащались новым оборудова нием, используя которое можно было увеличить производство ценной пи щевой продукции, расширить ее ассортимент и в конечном итоге повысить рентабельность всего производства. Особенно это касалось обработки так называемого малоценного белкового сырья. - Экипажи промысловых судов зачастую добывают некоторые виды не потому, что эта рыба нужна, а чтобы хоть что-то ловить для производ ственных показателей флота, - пишет инженер ООТиЗ Мурманского трал флота Д. Мельников. - Конечно, проще всего ждать, когда будут заменены старые суда. Но этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Есть и другой путь: капитальный ремонт судов должен обязательно включать пол ную модернизацию (ведь в переводе это - «обновление») технологического рыбообрабатывающего оборудования... А пока на наших траулерах главным «механизмом» остается его величество шкерочный нож. Недаром моряки горько шутят: «Наш главный резерв - научиться точить его с трех сторон!»* В 1980 году Мурманскому тралфлоту удалось стабилизировать свою работу. К этому году в составе флота числилось 151 судно, в том числе: 11 БАТов, 19 ППР, 25 БМРТ типа «Алтай», 50 БМРТ других типов, 13 ПСТ, 33 РТ. Количество судов уменьшилось за счет списания рыболовных тра улеров, отслуживших свой срок. А БМРТ типа «Алтай» списывались из-за выработки моторесурсов главных двигателей. При этом флот продолжал до вольно активно пополняться новыми, более современными судами. Если же говорить о настрое плавсостава, то мало-мальски думающий промысловик-практик восьмидесятых смотрел вперед не с надеждой и уве ренностью, а с тревогой и опасением. Да, мы имеем самый большой рыбодо бывающий флот в мире. Самые мощные, самые крупные, самые приспосо бленные для нормальной жизни моряков траулеры, но при этом - самые низ копроизводительные. Более того, по некоторым позициям новые траулеры уступали вчерашним. Сравним БАТ и БМРТ типа «Пушкин». Энерговоору женность увеличилась более чем вдвое, на 15 человек стал многочисленней экипаж, а морозильные мощности возросли лишь на 20 тонн. И это еще не * «На стыке проблем». Газета «Рыбный Мурман» от 14 февраля 1986 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz