Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».

ловках. Служба ладилась. Но рвался на передовую. Под горячую руку написал ра­ порт с просьбой отправить его на фронт. Начальник гарнизона учинил разнос: для разворотливого старшины здесь и только здесь была передовая. Однажды случилась авария. Ветхое оборудование не выдержало бешеной на­ грузки. Своими силами трудно было что-либо поправить. Сгруппой бойцов Васин отправился в блокадный Ленинград, на завод «Русский дизель». — Вначале мне город показался вымершим, — рассказывает Сергей Григорье­ вич. — Бомбежки. Пожары. Развалины... И только на заводе душа оттаяла: из­ можденные люди работали из последних сил, но в голодных глазах — вера: враг будет отброшен. Североморцев поместили в полуразрушенном здании. Рядом с их квартирой жил музыкант по фамилии Юфит. Впромежутках между артобстрелами сквозь промерзшие стены до слуха людей доносились робкие и нежные, словно первые весенние ростки, звуки скрипки. Казалось, что эти звуки оседают в кирпичной кладке и долго, долго держатся в ней, как благодатное тепло, как забытое че­ ловеческое счастье. В одно утро дом не дождался музыкальной побудки. Скрипач умер, оставив благодарным слушателям веру в торжество неистребимой жизни. Североморцы сумели вырвать из кольца блокады вагон с запасными частями для соловецкой электростанции. И это был солдатский подвиг. После войны Сергей Григорьевич работал вторым, старшим механиком на рыболовных траулерах, плавбазах тралфлота и Мурмансельди, перегонял за­ купленные за границей суда. Побывал во многих иностранных портах... Особо вспоминает Сергей Григорьевич то время, когда по винтику, по кирпи­ чику создавалось новое судоремонтное предприятие — плавмастерская «Резец». И все его взлеты и падения, успехи и неудачи проходили через главный мериди­ ан — чуткое сердце Васина. Поначалу было очень трудно. В ремонт становились паровые и разносерий­ ные дизельные суда, требующие универсальной подготовки людей. А многие ра­ бочие только набирали производственный стаж. Васину зачастую приходилось совмещать обязанности директора, прораба и мастера, засучив рукава, лезть в картер двигателя, исправлять оплошность бригадира. Нехватало не только умелых рук, но и элементарных подъемных средств. Большой нервотрепки стоила доставка людей на производство. До поселка Три Ручья пассажирские катера не ходили. Дорога к «Резцу» еще не была пробита. Рабочих возили на деревянных суденышках. Однажды такой катерок в тумане врезался в Абрам-каргу. Правда, все обошлось сравнительно благополучно, если не считать, что добрая сотня пассажиров приняла «октябрьскую ванну» в Коль­ ском заливе. Настоящую отцовскую заботу проявлял директор о молодых рабочих. По образному выражению давноушедшего от насзамечательного труженика, бри­ гадира слесарейАлександра СеменовичаЗахарова, «онэтих новичков с первого дня из руки в руку перекладывает, прикидывает, далеко ли пойдут, не пустоцвет ли».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz