Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».

Глава I. «В океане море сельди» 1. Послевоенные экспедиции В военное время на Мурмане сельдь ловили только в губах и заливах с ботов и мотоёл дрифтерными сетями. Осенью 1945 года, после четырехлетнего пере­ рыва, возобновился дрифтерный промысел в прибрежной зоне. Стояла задача выйти на промысел сельди в открытое море. Первые попытки после Великой Отечественной войны возобновить научно-промысловые работы, связанные с изучением ареала крупной сельди и организацией ее облова, были сделаны в 1946 году*. Первыми в научно-промысловый рейс вышли суда «Рында» и «Ка­ шалот». Данная экспедиция, которую возглавлял сотрудник ПИНРО Ю.Ю. Марти, подтвердила существование в северных широтах «полярного залома» и дока­ зала возможность его успешного лова. Под впечатлением от большого коли­ чества обнаруженной сельди в радиограмме на берег были переданы часто цитируемые в дальнейшем слова: «...в океане море сельди». В 1947 году в зоне Западно-Шпицбергенского течения с большим успехом работала опытно-промысловая экспедиция в составе трех исследовательских и четырех промысловых судов. Привезли они в порт 130 тонн «полярного зало­ ма» — не так уж много, но дело не в тоннах. Это был первый опыт группового экспедиционного промысла сельди вне Баренцева моря, на «большом плече». Если говорить об исландских экспедициях, то с 1946 года возобновились исследования у Лофотенских островов. РТ «Саратов», переданный ПИНРО после некоторого переоборудования, в течение трех лет обследовал практи­ чески всю акваторию нерестилищ сельди в тех водах. Западнее Лофотен, в районе Исландии, в середине сороковых годов прове­ ли исследования научные группы ПИНРО под руководством Б.П. Мантейфеля, И.Г. Юданова и К.А. Лямина. Они изучали условия сельдяного промысла, воз­ можность удлинения его сроков и применения плавбаз. Обобщив полученные данные, принимается решение направить в 1948 году в район восточнее Ислан­ дии, где успешно работали на сельдяном промысле местные рыбаки, специаль­ ную экспедицию. — В состав первой опытной сельдяной экспедиции входило 11 промысловых судов: один СРТ, пять парусно-моторных шхун с Балтики и пять мурманских СРТ «Морзверрыбпрома», — пишет флотоводец Г.М. Бородулин. — Предпо­ лагалось, что с ними пойдет небольшой старый трофейный сухогрузный паро­ ход-угольщик «Онега», переоборудованный в ГДР под плавбазу. Но поскольку «Онега» могла взять на борт весьма ограниченные запасы дизельного топлива, воды и продовольствия, было решено, что к Исландии в дополнение к ней пой­ дет в качестве плавбазы и принятый от Минморфлота пароход «Тунгус»... При­ няв в Мурманске полный груз бочек, он теперь уже как плавучая база — под командованием капитана дальнего плавания С.И. Кавалерова, вышел в рейс. * К российской истории изучения и освоения промышленного лова сельди в Северо-Европейском бассейне Северного Ледовитого океана. Мурманск, 2003.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz