Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».
БЕЛКО Никифор Григорьевич Капитан на судах Мурмансельди-Мурманрыбпрома. Участник Великой Отечественной войны. Дрифмейстер СРТ «Орочён», экипаж которого до бился рекордного вылова сельди в 1953 году. Окончив Мурманское мореходное училище, ра ботал капитаном. Отличался трудолюбием, выдерж кой. Руководимый им экипаж СРТ-16 постоянно перевыполнял план по добыче. В 1972 году возглавил экипаж пришедшего из новостроя сейнера-траулера «Союз-9». В работе отличался новаторством, постоянным поиском но вого. Благодаря накопленному опыту успешно ра ботал как на кошельковом лове мойвы, так и на промысле палтуса и трески. Награжден двумя орденами Ленина. МОЙ ЯРУГ НИКИФОР БЕЛКО Из очерка капитана СРТ-189 «Орочён» А.И. Семенова ...Я не могу объективно писать о Никифоре Белко. Я слишком люблю этого че ловека. Поработе я был капитаном, а он дрифмейстером, а вжизни он был моим старшим братом. Скромный, очень чистый человек. Замечательный, любящий отец, семьянин. Пытливый и наблюдательный — творческий человек. Его рука ми у нас на судне была сделана масса всяких простых и удобных в обращении и в то же время хитроумных приспособлений. По моей идее, но с его помощью был сделан «оградитель винта», приспособле ние, ограждающее винт от сетей. Сего применением мы достигли предельной скорости выметывания сетей. Это дало возможность увеличить количество сетей в дрифтерном порядке до 130, а следовательно, значительно повысить вылов. Это простое устройство также способствовало выметыванию сетей в любую погоду по ветру и против него. В 1953 году орочёнцами было сэкономлено орудий лова на 86 тысяч рублей. Вэтом большая заслуга в первую очередь Белко. Он внедрил совместно со Слом- киным «рол для вожака», «роликовые рамы», «бортовой ролик». Все сложное раз- ноячейное сетьевое хозяйство, его окраска в синий, темно-коричневый, серый и черный цвета в зависимости от окраски воды и глубины постановки сетей, постоянная чинка и подборка порядка — было делом и творчеством Никифора Григорьевича. Его все уважали, вселюбили и ласково звали Григорьевичем. Сложная установка сетей по горизонтам воды согласно показаниям эхолота, удлинение поводцов сетей — все это было продумано и осуществлено в первую очередь по инициативе и под руководством Григорьевича. Нужно ли много рас- 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz