Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».

был знаменитый ученый Юлий Юльевич Марти. Проводили исследования нали­ чия и состояния сельди, кормовой базы и гидрологии вдоль кромки льда. Юлий Юльевич несколько дней настоятельно требовал от меня войти в битый лед и сутки в нем дрейфовать. Наконец я (молодой капитан) согласился. Утром мы вошли в битый лед и удерживались на видимости чистой воды, но к вечеру это делать было все сложней и сложней, и к утру следующего дня мы уже чистой воды не видели, а сжатие усиливалось. Корпус трещал все сильней... За те двое суток я навсегда понял, почему на борту судна только капитан может прини­ мать решения по вопросам безопасности, и никто не должен влиять на них. Мне очень понравился дрифтерный лов, где всезависит лично от капитана, и поэтому при очередном ремонте НИС«Академик Берг»я сходил рейс на промысло­ вом СРТ-689. За 5 месяцев успешно выполнил рейсовое задание и таким образом продолжил сочетать научно-исследовательскую деятельность с промысловой. И когда это хорошо складывалось, я получал огромноеудовлетворение. Поэтому я всегда ловил «свою» рыбу, а не ту, которую кто-то обнаружил. И уважал себя за это. На СРТ-689, набрав полный груз сельди в бочках, мы снялись домой и пошли вдоль норвежского побережья. Когда мы прошли Лофотенские острова, пого­ да стала портиться. На границе Норвежского и Баренцева моря шторм резко усилился, причем со снежными зарядами и понижением температуры. Север­ ный ветер принес арктический холод, и судно стало покрываться льдом. При подходе к мысу Норд-Кап нам пришлось сбавить ход и пешнями скалывать лед с надстроек, рангоута, палуб и т. п. При удерживании судна против вет­ ра и волн скалывали лед в кормовой части, потом, улучив момент, полным ходом разворачивались на обратный курс и скалывали лед в носовой части. Эта работа продолжалась круглосуточно, но запас плавучести неуклонно уменьшался, а количество льда увеличивалось. Огромные водяные валы, по­ падая на борт, в основном возвращались в море, но часть воды успевала за­ мерзнуть и увеличить ледяной панцирь, в который море заковывало судно. Через двое суток этой борьбы без сна и отдыха у людей стали проявляться признаки апатии, а шторм перешел в ураган. К концу третьих суток запас плавучести упал до предела. Выбросить груз мы не могли, т. к. нельзя было открыть люк трюма, комингсы были низкие и лед сравнял их с палубой, нас бы просто залило. Положение было критическим, и я, сближаясь с берегом, стал присматривать среди скал песчаный пляж, куда можно было бы выбросить судно и спасти хотя бы часть экипажа. Осадка была выше ватерлинии, судно не отыгрывалось на вол­ не. Но к утру ветер стал слабеть, заливать стало меньше. Это и спасло нас... Всередине 1950-х годов дрифтерный лов производился в ночное время. На суд­ не имелся большой запас сетей (размером 10 на 30 м) с различными размерами ячеи, поводцы, кухтыли резиновые надувные, грузила, толстый трос-вожак, на котором держался весь порядок сетей. Днем мы производили поиск градиентов (стыки потоков воды разной тем­ пературы), определяли направление и силу течения в этих местах и формиро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz