Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».

все крепки задним умом. Но чудес не бывает. Потому-то и не стало на флоте новых Львовых, южаковых, Харламовых, харланов и буртовых... Акционирование позволило Мурманрыбпрому стать самостоятельнее в фор­ мировании цен, найме и расстановке кадров, в контактах с иностранными партнерами. На первых порах все это поправило экономическое положение предприятия. Но у людей, у основной массы моряков осталось сознание госра- бочих: кто-то прикажет, кто-то заплатит. Не только чувство хозяина, но даже чувство совладельца своего судна оставались в зачаточном состоянии. В чем же видел главный экономист отдела труда и заработной платы Мур­ манрыбпрома Шаташвили конкретный путь к успеху? Свои планы он строил, опираясь на малые предприятия. Ведь как только рыболовные сейнеры объ­ единения стали частью фирмы «Доброкс», так из убыточных превратились в прибыльные. То есть преимуществ у структур малого и среднего бизнеса пе­ ред неповоротливым госпредприятием много. Главное было изначально дать наиболее активным и грамотным людям самостоятельность и возможность реализовать свои идеи. Дробление флота на дочерние предприятия — это ли панацея от всех бед? Да, «дочки» росли прямо на глазах. В Мурманрыбпроме объединили наиболее рентабельный среднетоннажный флот, на несколько отрядов разбили БМРТ. Для чего все эти организационные перестройки? Кроме экономической целе­ сообразности был и морально-психологический аспект. В масштабах много­ тысячного коллектива нивелируется личность, всех загоняют в одно и то же прокрустово ложе: как бы ты ни работал — зарплата единая, каков бы ты ни был инициативный и энергичный — сиди и не высовывайся. А в небольшой структуре масса возможностей реализовать себя, показать, на что ты годишь­ ся. Вот по такому курсу пошли в Мурманрыбпроме: от госпредприятия — к акционерному обществу, от него — к холдинговой компании. Но уж слишком много было на этом курсе подводных камней! Уникальная для Мурманрыбпрома ситуация сложилась в 1993 году. При об­ щих затратах в 39 миллиардов рублей флот получил невиданную прибыль — 19 миллиардов рублей. И это была не «дутая» прибыль, полученная в резуль­ тате курсовой разницы рубля. Ну разве что миллиарда три... — Да, мы работали на пределе возможности, — уверяет Г.Р. Шаташвили. — И если где-то и ошиблись в какой-то из многочисленных бумаг, то не надо об­ винять флот, его руководителей в злом умысле. Для того чтобы утаить от государства миллиарды, надо было иметь на предприятии специальную груп­ пу хищников-грабителей... Возвращаясь к вопросу о требовании ввоза валю­ ты, спрошу: почему правительство не хочет понять, что 70 процентов за­ трат флота — валютные затраты, что нельзя флоту уходить из Мирового океана? Иначе скоро будем сидеть судочками на побережье Баренцева моря или с интересом разглядывать океаническую рыбу в музеях... Напрашивает­ ся мысль, что кому-то очень нужно разорить флот и довести людей до преде­ ла (или беспредела?). А если бы нас не обирали? На эти деньги можно было бы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz