Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».

МОИВЕННЯЯ ПУТИНА (осень 1984 года) Сотни и сотни тысяч тонн рыбы добывали в сжатые сроки путины промысловики Мурмана. Среди них — доблестный отряд кошельковистов Мурманрыбпрома. Свежую, замороженную в брикетах, закатанную в бочки, в консервные и пре- сервные банки, переработанную на рыбную муку и рыбий жир - сотни тысяч тонн рыбной продукции доставляли в порт труженики Северного бассейна. Не думали, что море можно вычерпать за несколько лет. И вычерпали, потому что не думали... нашего сейнера С.И. Геллеру можно будет немного расслабиться, прикинуть по приборам и на глазок улов. Он уже третий десяток лет ходит на мурманрыб- промовских судах. Начинал матросом. Потом ШУКС, судоводительский факуль­ тет мореходного училища. На этом сейнере-траулере три года, и все мойвенные путины — его. Взимней шапке, в запахнутой шубейке с поднятым воротником, Геллер, прищурив один глаз, внимательно вглядывается в морскую даль, словно пытается сквозь толщу воды увидеть окольцованный неводом косяк. Хорошо бы тонн сто — при нынешней промысловой обстановке меньше взять обидно. 4 120 тонн — таковы плановые рубежи команды. С программой по пищевой рыбопродукции рыбаки справились еще весной. Так что уловы осенней путины в основном пойдут в счет будущего года. Задел может быть солидным: в сво­ ем отряде судов «Славяносербск» входит в число лидирующей тройки. «Не зря этот парень из нашей рыбацкой газеты у меня на борту, — думал, наверное, капитан, хитро прищурив глаз. — Значит, выделяет и уважает начальство, на отстающий пароходжурналиста не посадят. Надо бы неударить перед гостем в грязь лицом». Но, когда чего-то очень хочешь, чаще всего и случаются досадные промахи. Трудно сказать, что на этот раз послужило причиной неудачи. На ра­ диосовете Геллер сказал кратко: «Неудобная стайка попалась. Резанул ее с двух сторон — да, видно, промахнулся». И вновь по штурманской рубке сейнера эхолот разбрасывает сухие гороши­ ны поиска. Иногда кажется, что эти горошины собирает с палубы и с причмоки­ ванием жует какое-то невидимое в темноте чудовище — это эхолот выдает шелестящий, жующий звук зацепов за грунт. Спутниковая система связи бес­ страстно фиксирует курс, скорость, координаты судна. Подковой на счастье светится циферблат лага. Поиск. Поиск, который, сыграв с мойвой 0:1, ведет после первого неудачного замета экипаж «Славяносербска ». Серый утренний туман гасит ночную иллю­ минацию. «Невод на борту. Улова нет. Спустили рыболовные конуса, выключили огни.... Дали ход. Поиск РЗ. Курс и скорость переменные. 11.00. Замет невода... 11.10. За­ мет окончен. Выдержка. 11.15. Кольцевание. 11.45. Выборка невода», — это вы­ писка из судового журнала СТР«Славяносербск». Поздней ночью экипаж закончил сдачу улова на плавбазу. В«кошельке» оказалось более трехсот тонн мойвы. Газета «Рыбный Мурман (октябрь 1984 года).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz