Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».

4. От сезонного к круглогодичному лову В 1951 году сельдяной флот получил мощное пополнение — сорок шесть новых СРТ; теперь он насчитывал восемьдесят шесть промысловых единиц. — Переключение такого количества судов с дрифтерного лова сельди на траловый промысел донных рыб в Баренцевом море и обратно требовало немалого времени и хлопот, — пишет Г.М. Бородулин. — С помощью судо­ ремонтников снимались и устанавливались траловые дуги, палубные стойки, переоборудовались трюмы и т.д. Снятое оборудование нужно было тщатель­ но разметить и аккуратно хранить на складах, чтобы при обратной установке все стало на свои места. Увеличение состава флота добавило забот и судоремонтникам, и портови­ кам. В рыбном порту уже не стало хватать причалов для размещения судов, готовящихся к сельдяному или траловому лову. И вот под западным берегом Кольского залива, неподалеку от поселка Три Ручья, было отведено и обо­ рудовано место для отстоя подготовленных к выходу СРТ. Швартовая бочка, вкопанные на берегу «мертвые якоря», специально организованная вахтенная служба обеспечивали безопасную стоянку судов. Прибавилось работы и нашим техническим службам. В связи с увеличением флота изменилась и его организация — он был разбит на отряды. Во главе каждого стоял опытный капитан-флагман, ответ­ ственный за работу всех судов отряда. При этом флагман не освобождался от капитанских обязанностей на своем траулере; естественно, он обязан был показывать личный пример в промысловой работе, как же иначе*... Назовем капитанов-флагманов поименно. 1-й отряд, флагман Ульянов Г.Н., 2-й отряд, флагман Федотов И.Б., 3-й отряд, флагман Жуков А.В., 4-й отряд, флагман Едемский С.Е., 5-й отряд, флагман Ваганов П. А. В каждом отряде по 15 промысловых судов, так что всего 75 СРТ. В 1953 го­ ду к ним добавилось еще 2 отряда по 15 промединиц: 6-й отряд, флагман Сухорукое М.Г., 7-й отряд, флагман Пуляев А.П. В 1954 году было уже 11 отрядов, всего судов — 106. Одиннадцатый от­ ряд — поисковый, подчиненный непосредственно руководству экспедиции. В «разведотряд» были собраны самые умелые промысловики. Поначалу предполагалось, что в каждом отряде будут свои специалисты добычи и обработки рыбы, механики, специалисты по приборам. Но кадров катастрофически не хватало, так что пришлось ограничиться группой та­ ких специалистов на всю экспедицию в целом. Назначался начальник экс- * Бородулин Г.М. Неизменным курсом. Мурманск, 1987.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz