Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».

ГЕЛЛЕР Станислав Иосифович Капитан дальнего плавания. С начала 1960-х годов ходил в море матросом. Окон­ чил ШУКС, судоводительский факультет мореходного училища. С 1981 года руководил экипажем СРТ «Славяносербск», добиваясь хороших результатов на мойвенных путинах. На снимке: С.И. Геллер, фото 1984 года ПОВТОРНЫЙ ЗбМЕГ Из репортажа журналиста Виктора Георги ... Тревожные дробные звуки эхолота просыпанным горохом заполнили штур­ манскую рубку. Экран телеприставки вышит цветным ковром. Подковой на счастье светится в ночи циферблат лага. Поиск. Вдруг на глубине 40-50 метров оформилась оранжевая «полянка». Словно встретив на своем пути металлическую преграду, звуковые горошины зача­ стили, отскакивая от плотного косяка мойвы. Время ближе к полуночи. Скоро час «Ч»... Так в ночь на 1 сентября 1984 года в одном из квадратов Баренцева моря на борту сейнера-траулера «Славяносербск» объединения «Мурманрыбпром» для меня, спецкора «Рыбного Мурмана», началась мойвенная путина. Именно в пол­ ночь — ни раньше, ни позже — промысел мойвы начался и для тысяч мурманчан, составивших экипажи промысловых, транспортных, рыбообрабатывающих и поисковых судов всех флотов Северного бассейна. Впрочем, не только мурман­ чан, но и карелов, архангелогородцев. Где-то рядом находились и суда «Запрыбы», норвежские корабли. Насколько хватало глаз, море светилось иллюминацией су­ довых огней — белых, зеленых, красных. Казалось, что целый город выплеснут в море. Многие, как наш сейнерок, уже «стояли» на своих косяках, а капитаны по­ сматривали на часы иждали, когда неповоротливая большая стрелка вплотную приблизится к малой, замершей на цифре 12. И вот, еще за несколько минут до часа «Ч », не вытерпев в взяв фальстарт, по морю побежали-задвигались разно­ цветные ходовые огни, иллюминация морского города ожила, и тишину на ред­ кость спокойной ночи разорвали сотни судовых гудков. А после первых заметов эфир наполнился сообщениями о полновесныхуловах, требованиями постановки к плавбазам для выгрузки. Путина началась... Полукружьем за кормууходит километровый кошельковый невод. Через пять- десять минут «кошелек» надо будет замкнуть, захлестнув на экране дисплея петлю замета. И только тогда, после кольцевания, подсушив невод, капитану 443

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz