Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».

ПУТЬ К ПРЕСТИЖУ Из статьи и. о. нач. отдела мореплавания ВРПО «Севрыба» В. Самсонова Сейчас мы все чаще говорим о капитане как руководителе и как личности, о том, что, несмотря на ведущую роль, какую капитаны занимают в системе производства, престиж их упал, и не потому, что в этом виноваты капитаны, а потому, что сами условия — служебные, моральные, социальные — несомненно, способствовали тому. Современный капитан стал таким объектом управлен­ ческой деятельности, которым гораздыуправлять все, начиная от работников отдела кадров и бухгалтерии и кончая различными общественными и инспекти­ рующими организациями. Втечение многих лет основным методом воздействия на флотскую систему была административная «дубинка», автократические методы руководства, на­ казания по каждому поводу, за любой просчет и ошибку сверху донизу: наказания руководителей аппарата управления, не видимые снизу и видимые сверху, наказа­ ние «золотого фонда», в основном капитанов и старших специалистов, которые были вынуждены в этих условиях измерять и сейчас еще измеряют свою инициа­ тиву в работе возможной мерой наказания в случае неудачи. Но никто так чутко не реагирует и так близко к сердцу не принимает, как моряки, все нюансы служебных и личностных отношений «моря и берега». Как же поднять престиж древней капитанской профессии на уровень руково­ дителя государственной важности, что нужно сделать для того, чтобы видеть в них настоящих доверенных лиц судовладельца? Прежде всего тщательно подбирать командиров на эту должность, начиная со студенческой скамьи, и в процессе его трудовой деятельности на производ­ стве, подбирать таким образом, чтобы вопрос о назначении человека, который был бы недостаточно подготовлен или не полностью соответствовал долж­ ности, даже не возникал. Каждая ступень служебнойлестницыштурмана определяетсоответствующие служебные обязанности, обозначенные Уставом службы и должностными инструк­ циями. И, в свою очередь, требует совершенствования специфических свойств его индивидуальных способностей. Часть их является обязательной для профессии су­ доводителя, другая, в дополнение к ним, приемлема только лишь для конкретной должности. Поэтому совсем необязательно, чтобы отлично зарекомендовавший себя 2-й помощник капитана стал в той же степени прекрасным старшим штур­ маном, а хороший старший помощник — незаурядным капитаном. Подбирая кан­ дидатов на должность капитана, надо учесть следующее: в какой- то мере можно «смириться» содносторонней направленностью способностейличности штурма­ на. Но для капитана как руководителя производства необходимы качества лично­ сти неординарной, по-своему одаренной, способной нетолько наладить работу, но и предусмотреть развитие сложной хозяйственной системы. Иными словами, надо очень внимательно вглядываться и изучать способ­ ности и характеры судоводителей, их стремление к самосовершенствованию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz