Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».
На промысле ощущалась острая нехватка плавбаз, приходилось с полными трюмами лежать в дрейфе, ожидая очереди на выгрузку и получение снабже ния. Интересный факт — кранцевая защита состояла только из связок авто мобильных покрышек, а «Тамбов» пришел с «кранцами», изготовленными из связанных пуков лозняка. Его «кранцы» разваливались после первой швар товки. С уходом в порт «Онега» передала «Тамбову» свой комплект. При каждой очередной сдаче груза командам СРТ с плавбазы выдавали спирт или водку. Промысел был удачным — отдельные дрейфы приносили нам 130-160 бо чек сельди. Механизации выборки порядка не было никакой, все делалось вручную, поэтому команды судов работали с большим напряжением. Особен но тяжело было на первых порах, когда у команды не было никакого опыта. Командный состав не уходил с палубы. Промышляли на видимости восточного побережья Исландии, в основном у мыса Ланганес. Обработка судов плавбазами проводилась в открытом море. В конце августа подошло еще несколько СРТ — может быть, пять-шесть, а в сентябре подошла плавбаза «Тунгус». Таким образом, экспедиция набрала силу. Результаты работы нашего судна были хорошими. В конце сентября мы вернулись в Мурманск. Вторая группа судов, уже вме сте с тремя плавбазами, осталась работать осенью*. Каковы же были итоги первого промыслового года? Если говорить о на копленных знаниях и промысловом опыте, выяснилось, что откорм атланти ческой сельди начинается в апреле и продолжается все лето. Жирность ее повышается с 1,5 процента (в апреле) до 22 процентов (в августе-октябре). Основная пища в период нагула — планктон, а больше всего разнообраз ного планктона скапливается на стыке теплых и холодных вод. Стало быть, при поиске косяков кормящейся сельди очень важно найти температурный градиент — границу слоев воды с резкой разницей температур. Для это го надо было на малом ходу через каждые десять-пятнадцать минут изме рять поверхностную температуру воды и специальными сетками брать про бы планктона. Однако и этот элементарный метод тогда могли применить не все: не хватало термометров, а те, что были, в условиях морской качки часто выходили из строя. Начав лов сельди в районе Шпицбергена, рыбаки, следуя за косяками ры бы, постепенно смещались в сторону Фарерских островов и дальше — к бе регам Норвегии. За работу в третьем квартале коллектив сельдяного флота получил пере ходящее Красное знамя Мурманского горкома КПСС и горисполкома, а также вторую денежную премию Министерства рыбного хозяйства СССР. Г.М. Боро дулин среди лучших на промысле сельди называет экипажи СРТ-132 «Меду за» (капитан М.К. Ермолин), СРТ-144 «Свет» (капитан Г.М. Попов), СРТ-153 «Алдан» (капитан Д.Ф. Грозников). * Из книги М.И. Каргина «Океанская вахта». Мурманск, 2010.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz