Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».

3. Первый год промысла В 1950-м, первом промысловом году, новому флоту был спущен весьма напряженный план, включавший задания по лову и сельди, и донных рыб. Сельдяные экспедиции к Исландии и к Шпицбергену пошли летом, а в первой половине и в конце года суда вели траловый лов в Баренцевом море. Иными словами, промысел сельди имел ярко выраженный сезонный характер. Неласково встретила Атлантика рыбаков: частые туманы и штормы меша­ ли работе. Сказывались и недостаток знания новых промысловых районов, и слабая техническая оснащенность судов — на большинстве из них не было никаких поисковых и электрорадионавигационных приборов, так что поиск сельди вели визуально. Следили за скоплениями морских птиц, за цветом моря, избегая зон «цветения» — массового скопления одноклеточных водо­ рослей. Наблюдали, сравнивали... Ветеран рыбной отрасли Севера В.П. Жу­ равлев вспоминал: — 1950 год. Я окончил второй курс судоводительского отделения Мур­ манского мореходного училища, получил паспорт моряка (по тем временам большая редкость) и был направлен в «Госрыбтрест», где комплектовалась сельдяная экспедиция в районы Исландии. У меня это была вторая практика. Поскольку экипажи были визированы, то были трудности с комплектацией. По­ этому в составе нашего экипажа СРТ-131 «Муссон» мурманчан было меньше половины. Это были капитан, старпом, радист-акустик, дрифмейстер, боцман и три матроса. Остальные члены экипажа прибыли из Астрахани и Ахтарска, причем, как выяснилось, большинство командированных никогда не были в море. Командовал судном Кузнецов Сергей Владимирович, руководителем экспедиции был назначен Гунин Яков Алексеевич. В первых числах июня, группой в составе пяти СРТ, вышли из Кольского за­ лива и взяли курс к восточному побережью Исландии. Флагманом был СРТ-131 «Муссон», остальные СРТ — «Кратер», «Амгунь», «Кораблестроитель», «Гро­ за» — шли в кильватере, а позже строй распался, но суда постоянно находи­ лись в зоне видимости. На выходе из Кольского залива наши члены экипажа, прибывшие с «югов», поголовно укачались (погода была свежей) и практически до прихода на промысел в судовых работах участия не принимали... Команда состояла из 27 человек. Душой коллектива и всей экспедиции был Яков Алексее­ вич Гунин. Опытнейший моряк, прекрасный человек и воспитатель. Он много сделал в эту труднейшую экспедицию, а впоследствии для сельдяного флота... На протяжении всех четырех месяцев мы испытывали нехватку воды. До­ статочно сказать, что утром перед завтраком боцман выдавал по кружке воды почистить зубы и умыться. За все время плавания команда имела четыре бани. На промысле находилась одна маломощная плавбаза «Онега», и только где-то в августе подошел «Тамбов», который задержался с приходом, т.к. на переходе с Черного моря у него случилось возгорание в трюме, и он заходил в Лиссабон тушить пожар. Приходила на промысел парусная шхуна «Юпитер», но во время жестокого шторма была выброшена на берег и затонула. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz