Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».
деланном виде, став лидером по этому показателю среди однотипных судов. Ну а что же с зарплатой рыбаков? На этот вопрос отвечает Г.Р. Шаташвили: — Чтобы избежать огульных суждений, к жу расчет начисления зарплаты производили в двух ва риантах. Первый — как и предусматривалось договором. Второй — если бы работали в обычных условиях. Приме нение подрядного принципа, то есть установление расце нок не за период промысла, а за рейс в целом, а также введение единой сдельной расценки на один рубль товар ной продукции, создали реальные возможности для того, чтобы сделать механизм оплаты труда более понятным. И создать реальные предпосылки для изменения зарплаты в непосредственной связи с изменением эффективности производства. Например, при традиционной системе опла ты у моряков нет заинтересованности сокращать затраты времени на пере ходах, рационально вести междурейсовое техническое обслуживание судна, заниматься сокращением объема различных работ, оплачиваемых особо, по временно. Ведь заработок в данном случае определяется должностным окла дом и не зависит от результатов добычи рыбы, выпуска продукции. Сейчас же положение изменилось, заработок за эти периоды времени включается в фонд оплаты для исчисления сдельной расценки. Плюс к тому в обычных рейсах пре мии экипажа имеют «потолки». Здесь же каждый процент превышения зада ний по товарной продукции увеличивает сдельную расценку без ограничений*. В своем выступлении флотский экономист подчеркивал, что, вникая во все эти нормативно-бухгалтерские нюансы, надо твердо уяснить, что хозрасчет с подрядом каких-либо привилегий для экипажей не создают. Просто дают реальные возможности рыбакам для более высоких заработков. При более эффективной работе. Говоря о деньгах, следует отметить, что экипаж БМРТ «Михаил Квасников» (капитан Кобер) решил заработанные за экономию сред ства использовать на повышение творческой активности моряков, поощрив судовых рационализаторов. В целом же проведенный на флоте эксперимент с хозрасчетными и подрядными рейсами подготовил почву для взятия нового рубежа — перехода на арендный подряд. «Берем траулер в аренду?» — этот вопрос решали моряки БМРТ «Туман-2» на судовом собрании. И арендный договор был подписан. Летом следующего, 1989 года в адрес экипажа БМРТ «Туман-2» руководство «Мурманрыбпрома» отправило радиограмму, продублировав ее другим судам: «От всей души по здравляем с большой трудовой победой. Внедряя прогрессивные формы ор ганизации труда, фактический переход к оплате по конечным результатам работы экипажа, ваш экипаж, первопроходец в объединении, умело ликви дировал подводные и наземные препятствия, делом доказал, что арендный подряд широко способствует раскрытию, реализации творческих способностей Г.Р. ІІІаташвили * Начало. «Рыбный Мурман» от 23 сентября 1988 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz