Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».
До середины восьмидесятых годов все коллективы-смежники, все звенья рыбацкого конвейера Мурмана были тесно увязаны в единую технологическую цепочку. Но в годы перестройки, во время перехода на хозрасчет, самофинан сирование, самоокупаемость распри бывших друзей-соперников стали расти как снежный ком. Формально рыбная отрасль страны с 1 января 1988 года перешла на хозрасчет, но внутриэкономические отношения, разногласия меж ду предприятиями остались старыми. С принятием закона о государственном предприятии в стране де-юре поменялся экономический механизм, а де-фак- то ... ничего не произошло. Потому что не изменились сами производственные отношения. Ни одно предприятие Северного бассейна не было автономно в своих действиях, хотя «статусно» каждое являлось самостоятельной едини цей. Но эта «единица» была бессильна, потому что ее производственная дея тельность полностью зависела от работы соседних «единиц». Конечно, при наличии оптового рынка можно было бы переходить к регулированию и само регулированию отношений между участниками рыбацкого конвейера исклю чительно на экономической основе. Но реально в конце восьмидесятых годов рынка этого не было. И в подобном подвешенном состоянии рыбный Мурман просуществовал несколько лет — и под ВРПО, и под БПО «Севрыба». Ни та, ни другая бассейновая структура не могла снять основных противоречий пе реходного этапа развития страны. В экономике Мурманрыбпрома в конце 1980-х годов сложилась критическая ситуация — промысловый флот стал убыточным. Больше, чем кто-либо другой на Северном бассейне, мурманрыбпромовские суда пострадали из-за измене ния сырьевой базы в Баренцевом море. Флот потерял треть объемов добычи рыбы и пищевой продукции рядом с Мурманском, «у берега». Это заставило траулеры уходить в отдаленные районы промысла, перепрофилировать работу на выпуск продукции улучшенного ассортимента. Тратились миллионы рублей на оплату перелета экипажей в иностранные порты, где происходила смена команд после окончания промыслового рейса. Министерское «планирование от достигнутого» окончательно поставило флот на колени. В 1988 году ни один из основных показателей работы объединением «Мур- манрыбпром» выполнен не был. Полученной прибыли не хватило на оплату платежей в бюджет. Из-за этого образовался дефицит собственных оборот ных средств и перерасход фондов экономического стимулирования и соци ального развития. В начале 1989-го положение объединения стало еще более сложным. В феврале, например, флот не смог оплатить счета поставщиков за товары и услуги. Не было денег даже на оплату мелких сумм за этикетки на консервные банки... В чем же искали и нашли выход мурманрыбпромовцы? Вернувшись из поч- ||ІЙ | ти двухмесячной командировки в промысловый район Центрально-Восточной Атлантики, где у берегов Мавритании работало немало судов родного фло та, заместитель гендиректора А.И. Кухтин опубликовал в «Рыбном Мурмане» большую статью, в которой изложил свои впечатления. Рассказав о самоот- 388
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz