Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».

До середины восьмидесятых годов все коллективы-смежники, все звенья рыбацкого конвейера Мурмана были тесно увязаны в единую технологическую цепочку. Но в годы перестройки, во время перехода на хозрасчет, самофинан­ сирование, самоокупаемость распри бывших друзей-соперников стали расти как снежный ком. Формально рыбная отрасль страны с 1 января 1988 года перешла на хозрасчет, но внутриэкономические отношения, разногласия меж­ ду предприятиями остались старыми. С принятием закона о государственном предприятии в стране де-юре поменялся экономический механизм, а де-фак- то ... ничего не произошло. Потому что не изменились сами производственные отношения. Ни одно предприятие Северного бассейна не было автономно в своих действиях, хотя «статусно» каждое являлось самостоятельной едини­ цей. Но эта «единица» была бессильна, потому что ее производственная дея­ тельность полностью зависела от работы соседних «единиц». Конечно, при наличии оптового рынка можно было бы переходить к регулированию и само­ регулированию отношений между участниками рыбацкого конвейера исклю­ чительно на экономической основе. Но реально в конце восьмидесятых годов рынка этого не было. И в подобном подвешенном состоянии рыбный Мурман просуществовал несколько лет — и под ВРПО, и под БПО «Севрыба». Ни та, ни другая бассейновая структура не могла снять основных противоречий пе­ реходного этапа развития страны. В экономике Мурманрыбпрома в конце 1980-х годов сложилась критическая ситуация — промысловый флот стал убыточным. Больше, чем кто-либо другой на Северном бассейне, мурманрыбпромовские суда пострадали из-за измене­ ния сырьевой базы в Баренцевом море. Флот потерял треть объемов добычи рыбы и пищевой продукции рядом с Мурманском, «у берега». Это заставило траулеры уходить в отдаленные районы промысла, перепрофилировать работу на выпуск продукции улучшенного ассортимента. Тратились миллионы рублей на оплату перелета экипажей в иностранные порты, где происходила смена команд после окончания промыслового рейса. Министерское «планирование от достигнутого» окончательно поставило флот на колени. В 1988 году ни один из основных показателей работы объединением «Мур- манрыбпром» выполнен не был. Полученной прибыли не хватило на оплату платежей в бюджет. Из-за этого образовался дефицит собственных оборот­ ных средств и перерасход фондов экономического стимулирования и соци­ ального развития. В начале 1989-го положение объединения стало еще более сложным. В феврале, например, флот не смог оплатить счета поставщиков за товары и услуги. Не было денег даже на оплату мелких сумм за этикетки на консервные банки... В чем же искали и нашли выход мурманрыбпромовцы? Вернувшись из поч- ||ІЙ | ти двухмесячной командировки в промысловый район Центрально-Восточной Атлантики, где у берегов Мавритании работало немало судов родного фло­ та, заместитель гендиректора А.И. Кухтин опубликовал в «Рыбном Мурмане» большую статью, в которой изложил свои впечатления. Рассказав о самоот- 388

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz