Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».
С окончанием Второй мировой войны со страной-победителем, пострадав шей от ее агрессии, Германия расплачивалась репарациями рыболовного фло та. Сейчас об СРТ мало кто помнит, но раньше о нем говорилось и писалось много. Среднему рыболовному траулеру посвящались стихи. Вот как вдох новенно, взахлеб рассказывает о своем корабле капитан СРТ-189 «Орочён» А.И. Семенов: — Мы, моряки, знали, как нелегко жить на СРТ. Маленькие каютки, узкие коридоры, неудобная кают-компания. Но маленький логгер — идеальный мо реход. Его качает, а он, как пробка на воде, легок, увертлив, отлично всходит на волну, с безотказным двигателем, прекрасным по форме корпусом. Навер ное, для лова сельди дрифтером не может быть удобнее и послушнее корабля. У меня есть снимок: огромные волны бесконечны, и среди них маленький корабль. Волны выше его мачт, но он, весь в пене, поднимается, плывет с гребня на гребень. Это идет логгер за сельдью. И это не у теплой Африки, а в Северной Атлантике, где даже летом ни одно человеческое сердце не вы держивает купания в такой воде более тридцати минут. А еще труднее зимой, когда накрывает шальная волна и, сбегая, остав ляет после себя ледяную кромку, ледяные мачты, обмерзший фальшборт — и так же, как летом, нужно поднимать из воды сети с сельдью, в основном вручную, на ледяном ветру, трясти их также вручную, обрабатывать сельдь, солить ее, укладывать аккуратно в бочку, перебирая каждую рыбку, и тоже все вручную*. Старые рыбаки-ветераны поминали свой корабль с ностальгическим вздо хом: «Кто не плавал на СРТ, тот не рыбалил в Океане». Говорили об удиви тельной мореходности этих маленьких судов, о том, что СРТ практически в любую погоду не брал на борт воду, у него удачное соотношение длины и ши рины... Так или иначе, но в середине XX века это был эталон промыслового судна экспедиционного лова. Зато поколение рыбаков, что помоложе, свое назначение в рейс на СРТ уже расценивало как жуткое наказание, соизмери мое с отбыванием каторги на галерах. «Жилые помещения на СРТ, мягко говоря, не отличались комфортом, — вспо минает Г.М. Бородулин. — Палубная команда размещалась в носовых кубриках, которые отапливались находившимся во входном тамбуре небольшим водо грейным котелком, работавшим на угле. Мокрую рабочую одежду и обувь мо ряки сушили там же, где отдыхали и спали сами. От этого в кубриках постоянно были сырость и спертый воздух. Позднее по предложению флотских рациона лизаторов отопление носовых помещений было подключено к основному паро вому котлу, и условия обитания команды немного улучшились. Для командного состава предназначались тесные каюты в кормовой над стройке. Там же размещался салон-столовая — крохотное помещение на несколько мест, и работавший на каменном угле камбуз. Для него прихо дилось брать в рейс запас угля в мешках, пополняя его затем на базах. * Газета «Рыбный Мурман» (№ 103 от 1974 года).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz