Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».

В 1959 году — третий штурман СРТ-4214, который вел лов сельди в Север­ ной Атлантике. В начале 1970-х годов руководимый им экипаж PC «Мысль» до­ бивался хороших показателей на промысле. Капитан PC «Заславль» в 1979 го­ ду, экипаж которого работал ярусом и лидировал в бассейновом соревновании «За наивысшую эффективность и качество — без отстающих». В 1980-е годы работал на «живорыбных» судах, доставляя в магазины Мур­ манска деликатесную продукцию. Награжден орденом «Знак Почета». Секретарь парткома флота В.Ф. Никитин вспоминал: «Толпыго Михаил Яковлевич выходил в море на маленьком сейнере и почти всегда перевы­ полнял план. Однажды спрашива­ ем его, каким образом он берет в сутки больше остальных почти на одну тонну. А оказывается, что па­ раллельно с тралом он ставил не­ сколько ярусов вручную, и это да­ вало лишний прилов судну. После вручения ордена он был растроган, сказал, что даже не ожидал, что капитана такого маленького судна заметят»*. ТОЛПЫГО Михаил Яковлевич Капитан-промысловик на судах Мурмансельди-Мурманрыбпрома. « з я с п я в г іь » ставит ярус Из статьи повара РС-74 «Заславль» В. Мороза Переменчива промысловая обстановка в Баренцевом море. Рыба, словно при­ ливы и отливы, то приходит к берегам, то куда-то скатывается от них. Чтобы брать ее в таких условиях и выполнять рейсовые задания, экипажам судов надо подходить к своей работе на промысле творчески. Когда я получил направление на рыболовный сейнер «Заславль», то, откровен­ но говоря, обрадовался. Унас на флоте это судно на очень хорошем счету. Из рей­ сов оно, как правило, возвращается только с выполненными планами. Большим почетом пользуется капитан этого сейнера Михаил Яковлевич Толпыго. Собст­ венно, от него на судне и исходят все инициативы. На РС-74 «Заславль» еще в прошлом годурешили возродить забытый несколько десятков лет тому назад ярусный промысел рыбы в Баренцевом море. Для всех на судне, в том числе и для капитана, этот вид лова был новым и незнакомым делом. Ярус монтировали своими силами по воспоминаниям и эскизам бывалых рыбаков, наживку подбирали также по подсказке со стороны. Впервое время про- * С сайта издательского дома «Гелион» (http://helion-ltd.ru/).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz