Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».
Глава II. Становление флота (1950-е годы) 1. Начало В 1949 году было принято решение создать на Северном бассейне спе циализированное управление сельдяного флота «Мурмансельдь». Руково дителем Мурмансельди был назначен Илья Иванович Дугладзе. На его пле чи легла тяжелейшая нагрузка по организации нового промыслового флота. Ведь вначале не было ни флота, ни коллектива, не было и подходящего места базирования. «Удивляют настойчивость и мужество, с которыми он взялся за такое слож ное новое дело. При этом о нем, как о человеке и моряке, известно немного. До конца не ясны причины, почему этот человек, так много сделавший, оказался в тени и сейчас фактически забыт, а напрасно. И такой геройский командир был первым руководителем управления "Мурмасельдь"!»*, — пишет о Дуг ладзе М.И. Каргин, добавляя, что РТ-46 «Лосось» (ТЩ-32 Северного флота), которым командовал И.И. Дугладзе, стал в годы войны Краснознаменным, а это редчайший случай. Некоторые штрихи к портрету Дугладзе дает в своих воспоминаниях капи тан В.А. Власов: «Летом 1949 года в Калининграде появился бывший капи тан Мурманского тралфлота Илья Иванович Дугладзе, который выступил в качестве начальника будущей Мурмансельди и стал вербовать моряков-пе- регонщиков в штат новой организации, имея на это большие полномочия Ми нистерства. Вся „контора" Ильи Ивановича помещалась тогда в его портфеле. Вербовка, по-видимому, проходила успешно. Завербованным Дугладзе даже платил в счет аванса какие-то деньги. Деньги, правда, на его счет поступали нерегулярно. Нередко на разбитых калининградских улицах можно было ви деть группы завербованных моряков, карауливших колоритную „кавказскую личность". Дугладзе, когда его касса была пуста, вполне резонно старался избегать встреч с такими группами, особенно с темпераментными южанами. Среди моряков в Калининграде даже ходил такой анекдот, а скорее быль. Яко бы моряки, встретив Дугладзе, кричали: „Эй, Дугладзе, давай наши деньги, а то мы сделаем из тебя Одногладзе!" Я, конечно, тоже был завербован в Мурмансельдь, и недаром у ме ня в трудовой книжке стоит дата принятия на работу 1 ноября 1949 года, тогда как официально управление «Мурмансельдь» учреждено 1 января 1950 года»**. Первым заместителем Дугладзе стал Г.М. Бородулин, который до этого был главным инженером приемо-транспортной конторы Кольского госрыбтреста. Флот этой конторы занимался транспортировкой продукции с береговых ры- Каргин М.И. Океанская вахта. Мурманск, 2010. ' Там же. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz