Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».

Глава II. Становление флота (1950-е годы) 1. Начало В 1949 году было принято решение создать на Северном бассейне спе­ циализированное управление сельдяного флота «Мурмансельдь». Руково­ дителем Мурмансельди был назначен Илья Иванович Дугладзе. На его пле­ чи легла тяжелейшая нагрузка по организации нового промыслового флота. Ведь вначале не было ни флота, ни коллектива, не было и подходящего места базирования. «Удивляют настойчивость и мужество, с которыми он взялся за такое слож­ ное новое дело. При этом о нем, как о человеке и моряке, известно немного. До конца не ясны причины, почему этот человек, так много сделавший, оказался в тени и сейчас фактически забыт, а напрасно. И такой геройский командир был первым руководителем управления "Мурмасельдь"!»*, — пишет о Дуг­ ладзе М.И. Каргин, добавляя, что РТ-46 «Лосось» (ТЩ-32 Северного флота), которым командовал И.И. Дугладзе, стал в годы войны Краснознаменным, а это редчайший случай. Некоторые штрихи к портрету Дугладзе дает в своих воспоминаниях капи­ тан В.А. Власов: «Летом 1949 года в Калининграде появился бывший капи­ тан Мурманского тралфлота Илья Иванович Дугладзе, который выступил в качестве начальника будущей Мурмансельди и стал вербовать моряков-пе- регонщиков в штат новой организации, имея на это большие полномочия Ми­ нистерства. Вся „контора" Ильи Ивановича помещалась тогда в его портфеле. Вербовка, по-видимому, проходила успешно. Завербованным Дугладзе даже платил в счет аванса какие-то деньги. Деньги, правда, на его счет поступали нерегулярно. Нередко на разбитых калининградских улицах можно было ви­ деть группы завербованных моряков, карауливших колоритную „кавказскую личность". Дугладзе, когда его касса была пуста, вполне резонно старался избегать встреч с такими группами, особенно с темпераментными южанами. Среди моряков в Калининграде даже ходил такой анекдот, а скорее быль. Яко­ бы моряки, встретив Дугладзе, кричали: „Эй, Дугладзе, давай наши деньги, а то мы сделаем из тебя Одногладзе!" Я, конечно, тоже был завербован в Мурмансельдь, и недаром у ме­ ня в трудовой книжке стоит дата принятия на работу 1 ноября 1949 года, тогда как официально управление «Мурмансельдь» учреждено 1 января 1950 года»**. Первым заместителем Дугладзе стал Г.М. Бородулин, который до этого был главным инженером приемо-транспортной конторы Кольского госрыбтреста. Флот этой конторы занимался транспортировкой продукции с береговых ры- Каргин М.И. Океанская вахта. Мурманск, 2010. ' Там же. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz