Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».
РОМАНОВ Яков Георгиевич 05.08.1892, с. Кушерека Онежского района Архангельской губернии — 02.1962, г. Мурманск Промысловый капитан. После трех лет обучения в сельской школе ходил в мо ре зуйком, поваром на ёлах и шняках. В годы Первой мировой войны служил на Балтийском флоте, с февраля 1917 года примкнул к революционно настроенным матросам, стал краснофлотцем. В 1920 году ходил штурманом на ледоколе «Иван Сусанин», участво вал в первомайском субботнике в Мурманске — строил первые в городе детские ясли. В 1921 году — старший штурман экспедиционного судна «Таймыр», проводив шего гидрологические работы в Карском море. В 1927- 1928 годах возил грузы в Голландию, Англию, Германию, Италию, Норвегию на первом отечественной постройки лесовозе «Мироныч». В траловый флот пришел в сентябре 1928 года, в начале 1930-х занял место на капитанском мостике: командир РТ «Камбала», РТ «Лещ». «„Каравеллой” прозвали наш траулер за низкие борта и плохой ход, — писал Я.Г. Романов в бассейновой газете. — Мало того, что траулер наш был старенький и мало мощный, он, как и другие рыболовные суда, был в море предоставлен самому себе. Поисковой работы тогда не существовало, радиосвязи между кораблями не было, так что шли наугад». Участвовал в перегонке построенных в Германии дизельных траулеров в Мурманск (1931). В своих воспоминаниях начальник Мурмансельди и Севрыбхолодфло- та Г.М. Бородулин, который в 1933 году был вторым механиком у капитана Я.Г. Романова, пишет, что моряки РТ-51 «Лещ» в шутку своего капитана называли «сельдяным королем». Дело в том, что экипаж этого судна, един ственный в тралфлоте, приспособился обычным донным тресковым тралом облавливать сельдяные косяки, что требовало от штурманов ювелирного судовождения. В 1935 году за отличную промысловую работу капитан Романов был награж ден орденом Трудового Красного Знамени. Участвовал в войне с белофиннами (1939), в годы Великой Отечественной войны командовал экипажем танкера «Буг», который снабжал топливом бое вые корабли. В 1945 году за образцовое выполнение боевых заданий награж ден орденом Отечественной войны II степени. В послевоенные годы участвовал в экспедиции по изучению южной части Карского моря, осваивал сельдяной лов. В 1950 году был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени. Когда возраст и здоровье не позволили выходить на промысел, работал в порту на ремонтирующихся судах. На пенсию вышел в 1959 году. Я.Г. Романов. 1950-е годы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz