Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».

«Ходовариха» упрямо шла вперед, с натугой во все свои триста «лошаденок» тянула за кормой на крепких тросах-ваерах трал. Казалось, вот за этой туман­ ной стеной, что встала у форштевня, пропасть, еще один шаг — и провалишься в нее. Но стена была без начала и конца. — Хоть бы ветерок подул, — заметил штурман. — Подуй, родной, дай вы­ ходной. Обычно так говорят моряки, когда устанут от рыбы, бесконечных подвахт. И рады, если заштормит. — Да уж у нас трое суток одни выходные. Пора и меру знать. — Вам бы выходной. Мы-mo что... — Впорту, дорогой, отоспимся. Дементьев убеждал молодого своего помощника в том, во что сам почти не верил. Впорту-то тоже редко приходилось по-нормальному отдыхать. Тошвар- товки-перешвартовки, то штормовое предупреждение, то надо проверить, как идет выгрузка. Более или менее спокойно было, когда учился, оставив временно промысел, в мореходном училище. Но и тут приходилось урывать часы ото сна. Программа — сокращенная, материала — уйма, а память стала не та, да и вон сколько воды утекло стех пор, как последний раз держал в руках учебники. После окончания ШУКСа прошло, считай, пятнадцать лет. Многое подзабылось. Думал, сдаст последний государственный экзамен — и все заботы отпадут. А что получилось? Сегодня — выпускной вечер, а наутро — посыльный из от­ дела мореплавания флота:«Принимай, Александр Васильевич, СРТ-153 „Алдан”». Дело привычное — не забытое за время учебы. Немножко досадно — так сразу с бала на корабль. «Но пока стоянка, — успокаивал себя, — отойду». И опять обманулся. «Алдан» стоял на рейде на якоре, как говорится, под всеми парами. Прежнего капитана отстранили от должности — втрех рейсах планы завалил. Теперьждали нового. А им и оказалсяДементьев. Так вот иушел с «бала» в море. Круг замкнулся. На берегу не удалось, а в море тем более спать некогда. Спросите, сколько спит капитан передового судна, и каждый моряк пожмет плечами: не знаю, он все время на мостике. А «Алдан», как принял его Дементь­ ев, уверенно «лез» кверху, подбираясь к лидерам. 1968 год закончил с отличными показателями. Ну, «Алдан» — маленькая, хотя и заметная страничка в рыбацкой биографии Александра Васильевича Дементьева. Самые главные дела вершились на «Свет­ лане» — таком же стареньком эсертешке, который он принял, поставив «Ал­ дан» в ремонт. Правда, «Светлана» тогда тоже проходила «лечение» на «Резце», но«курс»его заканчивался. Пять лет подряд «Светлана» красовалась на стенде Почета, установленном на площади Пяти углов, — по заслугам. Вуправлении сельдяного флота на вид­ ном месте — названия четырех кораблей-рекордсменов. «Светлана» — в этой четверке. Рекорд поставлен в 1971 году и пока не побит судном подобного типа. Тяжело доставался почет, достигались рекорды. Иной раз думалось: все, по­ следний рейс. Хватит, «накувыркался» по волнам и рыбы наловленной с меня достаточно. Подыщу что-нибудь подходящее на берегу — работа найдется.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz