Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».
Попытки освоить этот эффективный и высокопроизводительный метод про мысла делались и раньше: в 1930-е годы у берегов Мурмана на слабосиль ных деревянных судах, в исландских экспедициях 1948-1949 годов. Однако работать с кошельковыми неводами наши моряки еще не привыкли, особой настойчивости не проявили и предпочли ловить сельдь дрифтерными сетями. — Всередине пятидесятых годов управление «Мурмансельдь»пригласило с Дальнего Востока опытного капитана-кошельковиста, знатока и энтузиас та этого дела А.П. Путинцева, — вспоминает Г.М. Бородулин. — Путинцев поделился опытом, сделал эскизы приспособления для выметки кошелькового невода с борта СРТ, однако отработать технику замета и выборки невода не удалось: те, кто занимался новым делом, сделали заключение — кошель ковый лов с СРТневозможен. Несмотря на такой вывод, попытки продолжались. В 1962 году СРТ-153, имевший поисковую гидроакустическую аппаратуру, пробовал работать кошельковым неводом в районе Исландии, но опять-таки успеха не добился. В 1963 году туда же, к берегам Исландии, направилась организованная Морло- вом солидная кошельковая экспедиция: плавбаза «Памяти Кирова» и тринад цать судов, среди которых один БМРТ. Участники экспедиции подготовились всесторонне, но потерпели неудачу. Дело закончилось огромными убытка ми. Через год снова попытка: с кошельковыми неводами пошли пять судов — три сейнера и два СРТР типа «Океан». Улов был весьма скромным — около 400 центнеров на всех. В 1965 году к Исландии отправились три судна — СРТР и два сейнера. СРТР-712 имел на кормовой надстройке с правого борта кошельковую пло щадку, сделанную по проекту специалистов «Гипрорыбфлота», и кошель ковый невод совершенно новой конструкции. Командовал судном капитан Г.Т. Алас, наставником по добыче рыбы пошел в рейс инженер управления А. П. Мосиенко. Выметку кошелька по новой схеме (с площадки) экипаж произ вел удачно. Результат превзошел все ожидания: около 500 тонн сельди. Все затраты, связанные с переоборудованием и вооружением судна, оправдались с лихвой. После успешного начала работы кошельковых судов на облове сельди в Нор вежском море руководство флота приступило к энергичному переоборудо ванию судов типа «Океан» и «Бологое» под кошельковые суда. Также переобо рудовались суда типа «Маяк», поступавшие из новостроя... * Более детально о тех событиях полувековой давности рассказал в своих воспоминаниях капитан А. В. Абакумов. Надо сказать, что именно суда с бо лее высоким техническим уровнем оснащения были необходимы для рабо ты с кошельком в океане. Об этом свидетельствовал и опыт, накопленный в других бассейнах нашей страны, другими морскими странами — Исландией и Норвегией. Бородулин Г.М. Неизменным курсом. Мурманск, 1987. 242
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz