Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».

налажен промышленный лов сельди судами количеством до 350 единиц, в ходе его там обнаружили еще хек — рыбу, хорошо известную хозяйкам то­ го времени. О большом количестве советского рыбопромыслового флота у банки Джорджес рассказывает то ли байка, то ли быль. Говорят, когда Хрущев по­ сетил Соединенные Штаты, то американский президент Эйзенхауэр при­ гласил его осмотреть Лонг-Айленд — остров в Атлантическом океане, что находится в устье реки Гудзон, южнее Нью-Йорка. Дело было ночью, и Никита Сергеевич, увидев вдалеке огромное количество огней, спросил: «Что это за город?» На что президент США ответил:«Это ваша Красная площадь — ры­ боловные суда». Можно себе представить, какой это был объемный промысел. Там наши суда добывали до 400-500 тысяч тонн рыбы, 50-60 % из которых приходилось на долю мурманских рыбаков*. В 1960-е годы Северная Атлантика стала жизненной школой, испытанием на прочность для советских моряков. Вдоль всего восточного побережья Се­ верной Америки проходит мощное холодное Лабрадорское течение. Его струи достигают Джорджес-банки и теряются где-то в Мексиканском заливе. В не­ скольких десятках миль к востоку от банки уже проходит Гольфстрим. Поэто­ му в зимний и весенний период над банкой стоят плотные холодные туманы. Кроме того, в этом районе сильные приливно-отливные течения, достигающие в центре банки скорости 4-4,5 узла, и этот участок мелководен. Трудная, порой опасная работа закаляла людей, воспитывала волю, терпе­ ние, настойчивость, умение сообща преодолевать трудности. Через эту школу прошли будущие руководители Мурманрыбпрома и Севрыбхолодфлота, мно­ гих управлений и отделов Министерства рыбного хозяйства СССР. В 1962 году сельдяной флот добыл 1 343 тысячи центнеров рыбы, выполнив план по добыче на 110 процентов. Однако сельдь составила лишь половину общего улова. Обстановка в Северной Атлантике оставалась неудовлетвори­ тельной, сырьевая база — нестабильной. Как и в 1961 году, все СРТР Мур­ мансельди ушли на банку Джорджес. Частично они были вооружены мелкоя- чейными тралами и значительно перевыполнили рейсовые задания: СРТР-705 (капитан А. А. Полежаев) при плане 14 400 центнеров добыл 18 898 центнеров рыбы, СРТР-720 (капитан В. А. Сыревич) при плане 14 720 дал 18 423 центнера; суда же, вооруженные дрифтерными сетями, оказались в пролове. Руководители флота видели преимущества тралового лова сельди перед дрифтерным. Флотские экономисты подсчитали: износ орудий лова на один центнер сельди, добытой на банке Джорджес, «стоил» при дрифтерном про­ мысле 8 рублей 95 копеек, при траловом лове — всего 92 копейки. Разница в производительности и рентабельности была очевидной. Флоту нужно было еще раньше перейти на лов сельди тралом. Ведь сами моряки не без оснований сетовали: «Дрифтерный промысел — это вечер надежд и утро разочарований; * Сайт информационного агентства nord-news.ru (http://www.nord-news.ru/topic/7mtopicict557).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz