Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».
Помня секреты добычи рыбы на Каспии, Чернов и здесь, в Атлантике, вел еже дневные записи: где есть рыба, как часто бывает в выбранных местах, на ка кой глубине больше и как другие суда находят косяки. Так день за днем, год за го дом писалась своеобразная энциклопедия рыбодобычи старшего мастера лова Николая Ивановича Чернова. В этой энциклопедии, можно сказать, впервые по явились строки о кошельковом лове, догадки о возможности и круглогодичного сельдяного промысла. Энциклопедия осталась недописанной. Грянула война... Батальон держал оборону на перешейке полуострова Рыбачий. Позиция невы годная — немцы укрепились повыше, на сопках, и свободно простреливали наш передний край. Так что голову поднять было рискованно. Но держались, надо бы ло держаться. — Как-то ночью немец после сильного артиллерийского огня пошел на при ступ. Слышу, кричат: «Товарищ командир, обходят!» А надо вам сказать, что снарядов и патронов у нас было не густо. Такой лимит — пять снарядов в сут ки, и амба! Но тут, вижу, немец прет, командую: «Огонь! В атаку!» И пошли мои ребята в рубку. Да-а. Тяжелешенько пришлось, многих мы тогда потеряли. Но отбились, одолели их, — рассказывал Чернов. ... Началось освобождение. Победа. Мирные дни. И снова — море. Рыбачить сразу не пришлось, нужно было очистить море от мин, поднять затонувшие суда. И Чернов поднимается на мостик спасательного буксира «Па мять Руслана». Потянулись будни. Какими они были, можно судить по такому примеру: — Как-то в декабре получаю приказ идти вморе: шторм повредил английское судно. Его только недавно мы сами поднимали со дна. И вот теперь нужно спа сать егоуже во второй раз. Ну, подошли мы, завели буксир и повели «англичанина» в порт. Как добирались в шторм с неуправляемым судном на буксире, говорить, вероятно, не нужно, каждому моряку известно. Но вот когда пришли в порт, ме ня вызвали и говорят: «Ну, Чернов, считай, что в сорочке родился — ведь ты шел через минное поле!» Вышел я из управления, и только тут до меня дошло. Ведь это же один шанс из ста — пройти без карт мины и не подорваться... В 1951-м Чернов, капитан СРТ-154 «Амгунь», вновь достал свою энциклопедию. И вновь умелый рыбак возвращается в родной порт всегда с хорошим уловом. — Меня часто спрашивают молодые, — говорит Николай Иванович: — «Как вам удается ловить всегда?» Ну, что я на это скажу? Побольше нужно проявлять инициативы. Поменьше спать. Следить за промыслом. И не только в своем райо не. Брать сводки со всех районов. Я своему радисту всегда наказываю: «Собирай все сводки». Если вижу, что кто-то поднял трески тонны три, тоуточняюрайон: стоит ли идти туда, ведь не во всехрайонах концентрация бывает устойчивой, случается, и довольно часто, что идти туда не стоит. В общем, следить надо за всем — тогда будет успех. Газета «Рыбный Мурман» (№ 144 от 1967 года).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz