Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».

Обработка рыбы в море на траловом промысле сел, работает большая группа судов, даже иностранцы, но в основном РТ, среди них чувствуем себя не очень уютно, РТгораздо больше СРТ, и машины мощнее, но Груздев ведет себя вполне уверенно, и мы приступаем к работе. Конечно, экипажу СРТ на треске работать сложнее. Прежде всего, у нас всего две вахты, то есть палубная команда работает по 12 часов, кроме этого, у нас всего один рабочий борт. Вслучае порыва трала мы вынуждены ложиться в дрейф, пока тралмейс­ тер с матросами не устранят повреждения, также недостаточная мощность двигателя (всего 300 лошадиных сил), поэтому рассчитывать на большие уло­ вы не приходится, но мы работаем и иногда ловим за сутки до 10 тонн. Вэтих случаях начинаются подвахты, тогда матросам почти неудается поспать, но команда у нас оказалась опытной, и никто не хнычет. Капитан присутствует почти при каждом подъеме трала, слушает все советы, почти после каждого траления делаем небольшие перебежки, капитан настойчиво ищет рыбу, и если дергаем пустышку, обычно говорит: «Раззявам бог не помогает!» И смеется сво­ им квакающим смехом. Выяснилось, что штурманом он работал в траловом флоте, поэтому знает море и поведение рыбы. От нас требует внимательного наблюдения за судами, куда они смещаются, грамотного расхождения со встреч­ ными, знания своего места. Часто указывает точку, где нужно приступать к подъему трала, иначе могут быть порывы или попадет губка. И никаких раз­ носов и нервных сцен, капитан спокоен и деловит, часто замечание высказыва­ ет в иронической форме или соленой морской присказкой, такая форма выраже­ ния недовольства не унижает, но запоминается надолго. Привычка капитана оценивать результаты почти каждого траления потихоньку заражает и нас. Мы мало спим, а вместе с Груздевым приходим на подъем трала, обсуждаем ре­ зультаты, высказываем предложения, потом спускаем трал и идем пить чай, в салоне опять продолжается рыбацкий разговор, вспоминаются разные случаи, потом начинается обычная морская травля, и так каждый день. На нас напал рыбный психоз. После своей вахты стою вахту со старпомом, потом часа три сплю и опять на вахту, а если рыбы много, иду на палубу... 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz