Мурмансельдь-Мурманрыбпром : Мурмансельдь : становление флота, капитаны «первой волны», в Мировом океане. Мурманрыбпром : перестройка (новые ориентиры), капитанская элита, приватизация / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Мурманск : Союз рыбопромышленников Севера, 2017. - 535 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР). - В подзаг.: Книга вторая цикла «Севрыба».

Решение о создании сельдяного флота на Мурмане принято Советом Министров СССР 26 апреля 1949 года. Первые 20 рыболовных судов но­ вый специализированный флот получил 21 сентября 1949 года: 7 средних рыболовных траулеров, 3 малых, 5 сейнеров, 3 вспомогательных судна и 2 плавбазы. Пополнение шло построенными в Германии по репарации среднетоннажными траулерами (логгерами) с отличными, по тем време­ нам, мореходными качествами. Во всяком случае, с обученной командой и опытным капитаном на этих судах можно было работать в штормовой Ш Северной Атлантике. С 1 января 1950 года флот начал свою производственную деятельность. Обслуживал их приспособ­ ленный для этой цели па­ роход «Тамбов» (капитан Н.А. Дубенский). Возгла­ вил экспедицию опытный промысловик, работавший прежде капитаном в трало­ вом флоте, И.И. Дугладзе. Работа с плавбазами на- На прибрежном промысле сельди шим морякам давалась не­ легко. Дело это было новое, неизвестное: как пришвар­ товаться, чтобы не повре­ дить суда и обеспечить со­ хранность передаваемого груза, какие методы приме­ нить для обеспечения безопасности людей. Но главное — плавбаз катастро­ фически не хватало. Как бы там ни было, при всех сложностях и неполадках шпицбергенской экспедиции 1949 года мурманские моряки окончательно под­ твердили перспективность северных промысловых квадратов. В целом в ходе послевоенных научно-промысловых рейсов была подведена научная база для начала широкомасштабного экспедиционного промысла в отдаленных северо-западных районах Мирового океана. В истории изучения «мурманской» и атлантическо-скандинавской норвежской весенне-нерестую- щей сельди были перевернуты первые страницы. Все это позволило начать отечественный океанический промысел экспедиционного типа, для чего на Севере создается специализированный сельдяной флот, а на Балтике (Кали­ нинград) — управление экспедиционного лова. Кстати, одним из первых его руководителей стал Н.И. Студенецкий, получивший опыт промысловой рабо­ ты, будучи тралмейстером на мурманских траулерах, а затем начальником подразделения морского лова треста «Мурманрыба». 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz