Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

ках, чем на берегу. Потом поднапрягся, одолел мо| Глава 4. 1930-е годы: стахановскі техникум. Стал штурманом. Родом из Одессы, он с 1932'года !жил и работал в Мурманске. Здесь поднялся на капитанский мостик. Рыболовный траулер «Засольщик», затем «КИМ» ставил к причалу с полными трюмами. 27 июня 1940 года привел в порт РТ-7 «Семга». И тут же был... арестован. Обвинение-» самое нелепое. В письмах из лагерей убеждал дочь и сам себя, что все ула­ дится, в НКВД разберутся. Но физических сил оказалось меньше душевных... В 1956 году Илью Елисеевича Швеца и его жену Пелагею Петровну реабилитировали из-за отсутствия состава преступления. Но сделали это так тихо и незаметно, будто кто-то боялся показаться нескромным. «Рыбный Мурман» посвятил капитану Швецу целую страницу. Жена, дочь, внуки Ильи Елисеевича рассматривали обыкновенный газетный лист как что-то сверхъестественное, не верили глазам своим. Впервые видели знакомую фамилию без тягучего соседства жестоких слов: «враг народа». Так в их семью уже по-настоящему и навсегда возвратилось доброе имя родного человека. А в редакцию пошли письма. Раздавались телефонные звонки. - Илья Елисеевич - не единственный пострадавший среди капита­ нов, - сообщали нам. - Одновременно с командующим Северным флотом, в 1938 году, арестовали капитана Михаила Степановича Беляева*. Погиб и сам начальник Мурманрыбы Михаил Сергеевич Светов. Осужден капитан Дымский Сергей Михайлович. - Поинтересуйтесь экипажем РТ-23 «Чайка» - почти всех моряков отправили в лагеря... - В ПИНРО прокатились три волны арестов - с 1935 по 1938 год. - Даже курсантов мореходного училища забирали... В январе 1937 года на тринадцати судах тралового флота из 69 имев­ шихся случились аварии. Причин было много. Маленькие «эртэшки» давно уже пережили свой век. В том месяце, например, с погасшими топками стоя­ ли у причалов 30 траулеров. Из-за усталости металла выходили из строя тра­ ловые лебедки. Отставала ремонтная база. Сказывалось и разгильдяйство, которого хватало на флоте. Столкнулись в простейшей ситуации траулеры «Кета» и «Сиг». В РТ «Микоян» прямо в порту врезался траулер «Москва». Кое-кто увидел в этом злой умысел. И даже одна из статей в «По­ лярной правде» так и называлась: «Вражеская рука». Запестрели страницы другими подобными заголовками: «Кто-то вредит», «Преступное равноду­ шие», «Ненаказанное преступление». Кому-то все это представлялось за­ говором, цепкие щупальца которого протянулись чуть ли не до Северного полюса, опутали, разумеется, и промысловый флот Мурмана. Включались в работу доброхоты-доносчики. Во время одного из совещаний по проблемам промысла в президи­ ум поступила записка. В ней говорилось, что в годы иностранной военной интервенции начальник тралфлота Богачев Иван Борисович находился в ар­ хангельских краях и мог быть завербован англичанами. Не потому ли Бога­ чев пригрел в тралфлоте многих с Северной Двины и Белого моря? Капитан мотобота в Тюва-губе (примечание автора-составителя).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz