Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
начало индустриализации мурманского рыбного х Глава 4. 1930-е годы: стахановскг 1931 и 1932 г о ды значительно выросли капитальные вложения... Форсиру ется строительство причалов, судоремонтного завода, механизированной угольной базы, холодильно-филейного комбината, консервного завода и морского техникума. Однако работа тралового флота на Мурмане свидетельствует о том, что Севтралтрест еще не справился с возложенными на него ответственны ми задачами. Прошлый год трест закончил с большим прорывом. Первые месяцы 1932 года также дают позорное отставание. На 15 марта кварталь ное задание выполнено лишь на 15,3 %... Прервем на минуту выступление наркома и вдумаемся в эти циф ры: за две недели до конца квартала план выполнен на 15 процентов. Вот тебе и развитие флота, вот тебе и результаты работы! С одной стороны, на флот шел колоссальный прессинг из Москвы с требованием в десятки раз увеличить добычу рыбы, чтобы дать стране, в которой проводится коллекти визация сельского хозяйства и «уничтожение зажиточного крестьянства как класса», необходимые людям белковые продукты питания. С другой сторо ны, не менее мощное противодействие испытывал флот от той части насе ления, которая вынуждена была покинуть село и идти в город на заработки. А город, флот пока не мог новым и необходимым ему работникам дать нуж ной квалификации, предоставить элементарных условий проживания. На деле оказывалось, что ни оплата труда, ни жилищно-бытовые условия не соответствовали представлениям моряков. Слабая дисциплина, неумелое обращение с механизмами, плохое знание правил судовождения приводили к серьезным поломкам и авариям. Трагический итог этому - гибель людей и судов в море. Можно сказать, что весной 1932 года на флоте сложилась критическая ситуация. На тралбазе обычным явлением стали массовые слу чаи пьянства, дебошей, отставания от траулеров при отходе их на промысел. Другим страшным бичом в тралфлоте была высокая текучесть кадров плав состава. Команды судов подчас комплектовались случайными людьми, при ехавшими на Север лишь ради заработка, как тогда говорили, «за длинным рублем». Не все ладно было и на берегу. Возвратившись с промысла, суда подолгу стояли на рейде, ожидая, когда освободится место для разгрузки, - не хватало причалов... - Ценнейший флот простаивает бесконечное количество часов в порту благодаря нераспорядительности командного состава и работников трестовского аппарата, - продолжает докладывать мурманским коммуни стам нарком снабжения страны. - Так, при моем приезде 18 марта из 46 дрейфующих тральщиков в порту на ремонте и в ожидании ремонта стояли 23. Немалую роль в прорыве, несомненно, сыграло отсутствие достаточно квалифицированных кадров. На 85 % кадры флота составляет молодняк, не знающий тяжелых и совершенно своеобразных условий Баренцева моря. ...Надо немедленно сломать существующие нелепейшие порядки во флоте, крепко ударить по простоям в порту под погрузками и разгрузка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz